Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Алиsа" по Л.Кэрроллу, Красноярский ТЮЗ, реж. Роман Феодори

Ну а почему "Алиsа" через латинскую s пишется? Или вопросы о содержании, о смысле, о концепции спектакля в подобных случаях задавать в принципе неприлично, незачем портить людям праздник? Совсем не хочется следовать анекдотическому Вовочке, приходить на елку, нарядившись какашкой, и всем поганить настроение, но справедливости ради, на рукоплескавшую два дня подряд красноярцам толпу я все-таки не один такой нашелся, которому в этой бессвязной вторичной унылой хрени оказалось ну совершенно нечего ловить, при том что, в отличие от некоторых самых нетерпеливых, я, по крайней мере, досидел (и это в отсутствие места - даже после антракта свободных практически не прибавилось) до конца представления.

Отталкивает меня не отсутствие сюжета и вообще драматургии как таковой - возможны и спектакли-дивертисменты, композиционно приближенные к концертному формату, где кое-как, весьма условно объединенные общей темой номера просто следуют один за другим в произвольном порядке. И не то, что по жанру "Алиsа" - очевидно опус не театральный, а цирковой, и даже не то, что в таком "синтетическом" варианте, где намешана пантомима, клоунада и т.п., спектакль откровенно эксплуатирует находки Уилсона, Жанти, Полунина, далее везде, и не сказать чтоб виртуозно или как-то их модифицируя, иногда просто до бесстыдства используя чужие идеи, ну, самый явный "пункт" - надутые гигантские шары, летящие в зал над головами зрителей (еще не факт, что Полунин тоже был первым в этом смысле). Юмор интермедий на уровне турецких аниматоров меня коробил, но не убивал - уже привыкаешь с годами. Обиднее всего, что "Алиса в стране чудес" снова никем не осмыслена и всего лишь использована как повод для шоу.

А шоу, на самом деле, надо оценивать по принципу "нравится-не нравится", не вдаваясь в детали. В сравнении с цирком дю Солей, пожалуй, Красноярский ТЮЗ проиграет, но на фоне даже многих московских аналогов - смотрится, вероятно, подкупающе. И тогда уже без разницы, почему (это всего лишь второй и, обещаю, последний мой вопрос, вернее, не вопрос, а недоумение, высказанное вслух) в спектакле две Алисы, одна маленькая, девочка, а другая большая, тоже как бы "девочка", но двойник, в роли которого выступает взрослая актриса - то есть понятно, что в значительной мере, если не на сто процентов, ход обусловлен технической, организационной необходимостью (чтоб не перенапрягать ребенка), но все-таки: это взрослая Алиса, открыв детскую книжку, погружается в приятные воспоминания далекого прошлого и переполняется волшебными фантазиями - или это Алиса маленькая, впервые познакомившись с сюжетом Кэрролла, воображает себя взрослой и, на своем, на детском уровне, мечтает о новых впечатлениях, предчувствует их, но не может воплотить иначе как в привычных книжно-сказочных образах? К тому же в сценке с множеством дверей Алис уже и не две, а еще больше, они "умножаются" на глазах к полному удовольствию малышей в зале.

Ну все, вопросов больше не имею, рад за тех, кому "понравилось". По крайней мере, сколь ни банально придумано с надувным мешком, который изображает "гусеницу", превращающуюся к тому же в бабочку посредством видео, но, в отличие от позапрошлогодней "Снежной королевы" того же театра и того же режиссера, здесь хотя бы полиэтилен без дырок. И свет выставлен отлично, нельзя не признать. Сочетание видеопроекций с "живым планом" менее удачно - но в основном работает (режиссер-художник - Даниил Ахмедов). Три белые розы-балеринки в пачках, заляпанные виртуальной, красной "краской" компьютерной графики, танцуют что-то наподобие умирающих маленьких лебедей - спасибо и на том, что цветов нечетное число (хореограф Денис Бородицкий).

Червонная королева - полый конус на колесиках в два человеческих роста с торчащим из "жерла" бюстом актрисы; "слоеный" муляж головы Чеширского кота, чья физиономия и, в частности, пресловутая улыбка обозначены опять-таки видеопроекцией; Шляпник на огромной шляпе-троне; марширующие через зал "гвардейцы" королевы в меховых шапках; ну и, чтоб точно, с гарантией никто не заскучал (кроме жалкой кучки отщепенцев-зануд вроде меня) - коверные клоуны-двойники, в шляпах-цилиндрах, лопочущие что-то на псевдовосточной тарабарщине с вкраплениями "асисяйского" сюсюканья и не брезгующие "аниматорским" интерактивом, а также кордебалет каких-то гомункулов, не имеющих отношения ни к оригинальной "Алисе в стране чудес", ни к происходящему с героиней (героинями) спектакля, а просто так, для антуража, для оживляжа составляющие подтанцовку трюкачам. Зато колорит, естественно, "стильный" - черно-белый с вкраплениями красного (наряд кролика, который мечется по залу, как угорелый; мундиры королевской гвардии; ну и собственно королева) - прям Европа!

Кстати, в Красноярске - я посмотрел по сайту театра - спектакль играется и днем, и рано утром, в 12.00 и даже в 10.30, а в Москве его показывали только вечером и аудитория, при некотором количестве малышни, собралась преимущественно возрастная, продвинутая, в большой части театральные профессионалы - то есть народ, утомленный "концепциями", "экспериментами", сложными и далеко не всегда сколько-нибудь вменяемыми умопостроениями; такой публике палец покажи - она уже и счастлива. Собственно, в том красноярский триумф и состоял.

А еще Красноярский ТЮЗ - это единственный театр, в котором за всю свою довольно продолжительную уже творческую жизнь занимал пару сезонов должность главного режиссера Кама Гинкас. Его красноярских спектаклей я, понятно, не видел (и записей не сохранилось), но недавно пересматривая в очередной раз "Счастливого принца" в МТЮЗе и наблюдая, как подвешивают на трос Арину Нестерову и как не очень юная, не самая, может быть, пластичная исполнительница нарочито неловко поначалу болтается на веревке, я поражался снова и снова, насколько прямолинейно и беспощадно Гинкас работает с "тюзовскими" штампами, чтоб в финале те же актрисы на тех же тросах снова поднялись над сценой - и нельзя было не поверить, что это действительно Принц и Ласточка соединяются в небесах! Сегодня в Красноярском ТЮЗе техника дошла до такого уровня, что когда Алиsа (блин, ну почему все-таки через s?) "падает" в нору и парит, никаких тросов не разглядишь и в телескоп - безупречно, феноменально выстроена, выверена световая партитура, отрепетированы движения и т.д. вплоть до установленного вентилятора, поддувающего юбку платья героини снизу: эффект полета абсолютный! Но это всего лишь нехитрый трюк, расхожий визуальный фокус, не более.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments