Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Если Господь пожелает..." реж. Эдоардо Фалконе ("N.I.C.E." в "Иллюзионе")

Сын жесткого и делового врача-кардиохирурга не общается с девушками, пропадает по вечерам, что-то темнит - папа приходит в к выводу, что сын - гей, и совсем не против этого, только боится, чтоб родня его не обидела, когда юноша захочет открыться семье. Но парень признается, что он решил поступить в семинарию и стать священником - и вот это настоящий шок для отца-атеиста. Вдобавок жена Карла под влиянием демарша сына вспоминает о своей левацко-революционной юности, переезжает от мужа в комнату прислуги (к неудовольствию последней) и идет в свой бывший колледж призывать учащихся к забастовке; а сестра по совету брата попробовала читать Евангелие, решила, что идет тяжело, захотела для начала посмотреть сериал Дзефирелли про Иисуса - и увлеклась! Хирургу остается рассчитывать лишь на помочь зятя, которого он всегда презирал, тот рекомендует частного сыщика, оказавшегося недоумком. И врач сам приступает к расследованию, выходя на дона Пьетро, священника, под влиянием которого сын революционерки и атеиста, выросший в шикарной квартире с террасой размерами немногим меньше площади святого Петра и с видом на купол одноименного собора, решил отказаться от блестящего благополучного будущего, бросить медицинский факультет и податься в пастыри. Мало того, этот дон Пьетро в прошлом - уголовник-рецидивист, пришедший к Богу в тюрьме и сразу по освобождении окончивший семинарию. Он умеет найти общий язык с молодежью, используя шоуменские приемы в сочетании с добросердечием, простотой и практической помощью нуждающимся. Пока сын на две недели отправляется в монастырь, доктор ставит себе цель разоблачить священника-проходимца и спасти сына от "самой обскурантистской организация в истории человечества", как он характеризует Римскую католическую церковь.

Может быть и неочевидная, но, по-моему, очень важная параллель возникает между "Если Господь пожелает..." и "Мучеником" Майенбурга, известном в русскоязычном варианте по адаптации, поставленной Серебренниковым в "Гоголь-центре". Увлечение современного молодого парня христианской религией - эффектный формальный прием, позволяющий показать на контрасте с максималистскими, фундаменталистскими установками героя лицемерие социума, построенного и вроде бы успешно функционирующего на либеральных принципах. Только здесь, у Фалконе - комедия, и даже не сатира, не обличение пороков общества или нравов людских, просто в забавной, изящной форме поданная констатация тех фактических изменений, которые произошли с Италией, с Европой, с христианской цивилизацией, где, с одной стороны, религия стала частью индустрии масскульта, а с другой, вера в Христа усилиями безмозглых леваков оказывается чем-то более постыдным, нездоровым, достойным сочувствия, ну или, по крайней мере, экстравагантным, чем, к примеру, гомосексуальность. И это на фоне "духовного возрождения" угрожающих Европе вооруженных дикарей!.

Надо еще добавить, что пресловутый дон Пьетро, сыгранный Алессандро Гассманом - тоже персонаж на первый взгляд сомнительный, его вероучение сошло бы за "евангелие от Михаила Задорнова", а ужимками, повадками, взглядами на жизнь он представляет собой нечто среднее между протестантским проповедником-шарлатаном и безумным православным байкером (кстати, по старой привычке ездит дон Пьетро на мотоцикле). Мне надо было убежать раньше, чем закончился сеанс, но я и не питал иллюзий насчет авторского пафоса - однако мне рассказали, что дон Пьетро в результате вышел персонажем не только положительным, но и жертвенным, сумев сломить атеистические предубеждения старого медика, при том что его сын в результате и без отцовского противодействия предпочел-таки роман с девицей священническому поприщу. Если все верно мне пересказали - картина Фальконе по духу и пафосу скорее "польская", чем итальянская, во всяком случае если отталкиваться от таких "вех" сегодняшнего кинематографа Италии, как "У нас есть Папа" Нани Моретти:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2038708.html

Впрочем, "Если Господь пожелает..." - штучка попроще, чем "У нас есть папа", без особых претензий и общее примирение тут - наилучшее разрешение конфликта. Что самого конфликта, однако, не отменяет и его суть не упрощает: христиане в своем собственном доме стали париями на радость православным и мусульманским захватчикам - ничего смешного в этом нет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments