Может быть и неочевидная, но, по-моему, очень важная параллель возникает между "Если Господь пожелает..." и "Мучеником" Майенбурга, известном в русскоязычном варианте по адаптации, поставленной Серебренниковым в "Гоголь-центре". Увлечение современного молодого парня христианской религией - эффектный формальный прием, позволяющий показать на контрасте с максималистскими, фундаменталистскими установками героя лицемерие социума, построенного и вроде бы успешно функционирующего на либеральных принципах. Только здесь, у Фалконе - комедия, и даже не сатира, не обличение пороков общества или нравов людских, просто в забавной, изящной форме поданная констатация тех фактических изменений, которые произошли с Италией, с Европой, с христианской цивилизацией, где, с одной стороны, религия стала частью индустрии масскульта, а с другой, вера в Христа усилиями безмозглых леваков оказывается чем-то более постыдным, нездоровым, достойным сочувствия, ну или, по крайней мере, экстравагантным, чем, к примеру, гомосексуальность. И это на фоне "духовного возрождения" угрожающих Европе вооруженных дикарей!.
Надо еще добавить, что пресловутый дон Пьетро, сыгранный Алессандро Гассманом - тоже персонаж на первый взгляд сомнительный, его вероучение сошло бы за "евангелие от Михаила Задорнова", а ужимками, повадками, взглядами на жизнь он представляет собой нечто среднее между протестантским проповедником-шарлатаном и безумным православным байкером (кстати, по старой привычке ездит дон Пьетро на мотоцикле). Мне надо было убежать раньше, чем закончился сеанс, но я и не питал иллюзий насчет авторского пафоса - однако мне рассказали, что дон Пьетро в результате вышел персонажем не только положительным, но и жертвенным, сумев сломить атеистические предубеждения старого медика, при том что его сын в результате и без отцовского противодействия предпочел-таки роман с девицей священническому поприщу. Если все верно мне пересказали - картина Фальконе по духу и пафосу скорее "польская", чем итальянская, во всяком случае если отталкиваться от таких "вех" сегодняшнего кинематографа Италии, как "У нас есть Папа" Нани Моретти:
http://users.livejournal.com/_arlekin_/2038708.html
Впрочем, "Если Господь пожелает..." - штучка попроще, чем "У нас есть папа", без особых претензий и общее примирение тут - наилучшее разрешение конфликта. Что самого конфликта, однако, не отменяет и его суть не упрощает: христиане в своем собственном доме стали париями на радость православным и мусульманским захватчикам - ничего смешного в этом нет.