Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Я, Арлекин" реж. Маттео Бинни, Джорджо Пазотти ("N.I.C.E." в "Иллюзионе")

Паоло давно покинул отчий дом в долине Бергамо и уехал в Рим, где стал популярным телеведущим, хотя мечтает о еще более навороченном шоу, и приятель-продюсер ему такое обещал, даже спонсоров нашел. У Паоло есть невеста Франческа, с которой они, правда, то ссорятся, то мирятся - девушка имеет неплохое университетское образование, однако помешана на своей телевизионной карьере и готова ради нее притворяться идиоткой. В разгар подготовки к новому телепроекту Паоло получает известие о болезни отца, в прошлом популярного актера, прославившегося исполнением роли Арлекина. Старый вдовец Джованни доживает в родном городке, не теряя бодрости духа, и даже продолжает выступать, только теперь уже с любительской труппой земляков, для которых актерство - не основной род деятельности. У Джованни нашли опухоль, и Паоло, чтоб порадовать отца, организует ему спектакль на сцене бергамского театра - но Джованни умирает, не успев его сыграть, и тогда сыну приходит в голову идея самому стать Арлекином и выступить на сцене. Продюсер телепроекта исподтишка срывает договоренности с театром, но к этому времени Арлекин Арлекинович уже овладел и повадками, и хитростями своего персонажа, поэтому в первом же прямом эфире шоу он выходит к камерам в маске Арлекина.

Не помнящий рано умершую мать и мало общавшийся в зрелом возрасте с отцом, Паоло не успел перенять от него актерские навыки, необходимые для комедии масок, и наверстывает упущенное с труппой увлеченных дилетантов, которых обучил Джованни. Так что к нехитрому, хотя и трогательному, но все же на мой вкус несколько приторному в своем неизбывном "позитиве" сюжету добавляется - и это, может быть, главный плюс фильма - небольшой, в облегченной форме, но дельный, содержательный "мастер-класс" по искусству комедии дель арте. Благодаря фильму можно наблюдать актерский тренинг, процесс вхождения исполнителей в масочные образы, узнать про особенности персонажей, их характеров, пластики, жестикуляции, мимики, связанных с ними сюжетов, и не только Арлекина, но и Панталоне, Коломбины и т.д. Например, Арлекин по роли - слуга, но своей сообразительностью всегда добивается желаемого и становится хозяином положения. Еще Арлекин всего боится, поэтому всегда настороже. Один из участников "народного театра" позволяет себе высказать желание сыграть Пульчинеллу, который, дескать, ему подходит больше - коллеги ставят ему на вид: Пульчинелла - южанин, персонаж неаполитанской комедии, и так эти южане везде пролезают! Среди актеров-любителей по новой политкорректной моде затесался один негритенок - но как ни удивительно, для североитальянских земель эта едва ли не более традиционно, чем "комедия дель арте": в Вероне воздвигнута церковь, посвященная святому из Африки, епископу, в 3-м веке прибывшему на Аппенины нести свет христианства пребывающим во мраке язычества коренным жителям полуострова, за что и почитаем до сих пор. Так парадоксально смыкаются история и современность, в искусстве и в жизни.

Сорежиссер и исполнитель главной роли Джорджо Пазотти явно уступает в выразительности играющему отца Роберто Эрлицка. Да и в целом то, что сын наследует отцу в его любимом деле, отказываясь от престижной и высокооплачиваемой работы на ТВ - конечно, фантастично; режиссер Маттео Бинни, приехавший в Москву на показ, будучи молодым человеком, сам считает фильм сказкой. Но в то же время это очень по-итальянски, поэтому сентиментальность фабулы меня не слишком раздражала. Слегка напрягали чересчур "открыточные" виды городов и особенно природы - такие можно наблюдать скорее в южной и восточной Швейцарии, а северная Италия все-таки достаточно урбанизирована, однако надо понять режиссера - в его фильм инвестировали местные сыровары, наверняка оказывал поддержку департамент культуры и туризма, местные власти, так что "Я, Арлекин" - не только дань уважения древней театральной традиции и мелодрама о значимости семейных связей (кстати, бросив в Риме самовлюбленную Франческу, Паоло еще и находит новую любовь в лице школьной учительницей Кристины, подружки почившего отца, играющей Коломбину), но еще и в значительной степени реклама не самых популярных у широких туристических масс местностей, как городов, так и провинций. При всем том как раз в северной Италии, и это я наблюдал воочию, традиции "народного творчества" существуют не только в виде стилизаций и реконструкций, а в более или менее аутентичных формах. Понятно, что Феруччо Солери в "Слуге двух господ" Джорджо Стреллера, чью игру мы все неоднократно наблюдали в Москве, очень хорош, но это все-таки стилизованная комедия дель арте, вписанная в формат профессионального современного академического театра, а в фильме "Я, Арлекин" речь идет немного о другом, о пресловутом "народном творчестве", которое, например, в России и вообще там, где подлинной народной культуры, фольклорной традиции попросту не существует (весь т.н. "русский фольклор" придуман в университетских кабинетах профессорами-евреями за последние век-полтора), культивируется навязчиво и принимает зачастую чудовищные, уродливые очертания, а в Италии, да еще, пожалуй, в Испании (больше уже нигде в Европе, пожалуй) хоть и не пользуется должной поддержкой "сверху", зато и не вырождается, не становится натужной обязаловкой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments