Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Земля" по А.Довженко, Александринский театр, СПб, реж. Максим Диденко

Все когда-нибудь случается в первый раз - но я и надеяться не смел, что получу некий новый опыт от очередного пластического перформанса Максима Диденко, которых он и по Москве уже наштамповал предостаточно, а "Земля" только в рамках текущей "Маски" уже второй после "Молодой гвардии" в "Мастерской Г.Козлова", привезенный из Петербурга. Однако в театр я всегда иду за откровением, рассчитываю на потрясение. Как правило предполагая все-таки потрясение интеллектуальное, эмоциональное - ну театр же, искусство типа. А тут другое - вышли и потрясли в буквальном смысле слова: действо, придуманное Диденко, разворачивается на подиуме, выстеленном досками, и актеры, особенно первые полчаса из полутора с небольшим часов мероприятия, весьма активно себя ведут, с подачи режиссера бегают, прыгают, маршируют строем, водят хороводы, громоздят "живые пирамиды". Подиум, соответственно, у них под ногами ходит ходуном, а вместе с ним - и зрительские сиденья. Я же всегда стараюсь по возможности устроится в первом ряду, и на утреннем спектакле в будний день (меня еще заранее спрашивали: ну расскажи, кто же придет среди недели с утра - рассказываю: пришли ВСЕ!! но места свободные, правда, оставались...), так под воздействием отнюдь не эмоциональных, а самых что ни на есть механических вибраций приличной амплитуды меня вместе с креслом, ну и целые ряды с остальными круглосуточными ценителями изящного, аж подбрасывало, и признаюсь по совести, с утреца укачало... Обычно когда говорят, что, мол, от ваших спектаклей тошнит, чуть ли не блевать тянет - это какая-никакая метафора, пускай и вульгарное, иносказание, то есть; а в случае с "Землей" - нет, все по первому, значит, плану. Ну да и по второму, впрочем, тоже.

Хотел бы, но фантазии не хватает вообразить, что происходит на спектакле "Земля" в голове у тех, кто не видел одноименного фильма Александра Довженко, по мотивам которого сочинялась постановка Максима Диденко и К. Сам я "Землю" смотрел - как ни странно, впервые - сравнительно недавно, причем на большом экране и не просто в кинотеатре, а при обстоятельствах весьма неординарных и остающихся в памяти вместе с фильмом глубоко, надолго:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2610994.html

Не уверен, однако, что знание содержания "Земли" Довженко на уровне краткого пересказа, а тем более какое-никакое осознание принципов его визуальной эстетики, его кинематографической поэтики, его философии, наконец, сколько-нибудь способствует пониманию спектакля или помогает его восприятию. Вышеупомянутый "потрясающий" подиум замечательный художник Галя Солодовникова разрисовала под спортплощадку, на которую престарелый тренер выводит артистов, разновозрастных, но помоложе, разделенных на две команды, одна в красном, другая в синем (художник по костюмам - тоже Галя Солодовникова), первые в красных штанах и белых майках, вторые в рубашках поло и синих, под тон штанишкам, галстучках-"селедках". Ориентироваться на цветовую маркировку не стоит - сильнее запутаешься. Обычно сцену перед представлениям моют, а здесь наоборот, коль скоро речь о земле, придумано так, чтоб белые маечки и рубашечки поскорее замарались, к тому ж чем дальше, тем меньше артистам нужна какая-нибудь одежда, под конец почти все участники, включая девушек, окажутся голыми до пояса, а черные обтягивающие боксеры у Диденко (см. "Идиот") скорее обозначают творческий компромисс с цензурными установками и предполагают, что на теле как бы ничего нет - ну кроме, опять-таки, грязной пачкающей "земли".

Но тела в грязи - это чуть позже, а сначала чистенькие физкультурники играют в футбол, шагают шеренгами и кругами, выстраиваются в многоэтажные фигуры... Вообще, строго говоря, "парады физкультурников" и "живые пирамиды" ассоциируются скорее с темой индустриализации, а не коллективизации, ну да не стоит заморачиваться на подобных мелочах. Футбол сменяется боксом с соответствующими причиндалами на участниках (шлемы, перчатки), а тренер, стало быть, переквалифицируется в рефери. Помимо солидных, "олимпийских" видов спорта кордебалету александринских драматических актеров (наблюдая их в течение нескольких дней регулярно, многих начинает отличать, узнавать, особенно после "Макбета" - большинство персонажей "Земли" безлики и безымянны, так для себя определяешь их как Макбета, Леди Макбет и т.д., а все одно, что Шекспир, что Довженко - трагедия и эпос!) режиссером предлагаются и упражнения попроще, в духе массовиков-затейников провинциальных ПКиО им. Свердлова - бег в мешках, "ручейки", подтягивание на кольцах. Ну а футбольный мячик, переходящий от команды к команде, но принадлежащий рефери, и временами крутящийся на пальце - это, понятно, тоже Земля, только не в почвенническом смысле, а в планетарном, космическом.

Вместе с тем, что удивительно, Диденко использует не только сюжетную канву сценария "Земли", но и обрывки диалогов, выводя их субтитрами на экраны. И отдельные фрагменты текста обыгрываются этюдным методом, начиная с "помираешь, Петро?"-"помираю"-"ну помирай" - тут и футбольный мяч заодно пригодился. Для студенческого спектакля, пожалуй, экзерсисы пришлись бы впору и кстати, ну или, по крайней мере, для совсем молодых актеров, ну хотя бы одного возраста и с достойной физподготовкой... Для репертуарного спектакля академического театра "Земля" - опус прежде всего несолидный, какой-то жалкий, полулюбительский, недоавангардный... Дает повод для упреков одновременно и в невнятности, и в прямолинейной иллюстративности, и если отдельно то и другое еще как-то можно принять, то в комплекте - по-моему, уже слишком. Т.н. "мифологическое мышление", конфликт старого и нового мира, у Довженко осмысленный через эпические, а где-то и ритуальные категории, через "почвенное" и "машинное", "животное" и "человеческое" (если угодно, то и "сверхчеловеческое") в спектакле Диденко представлено самым примитивным образом, через простейшие, я бы позволил себе сказать, убогие пластические решения. Три поросенка - опять-таки буквально, артисты с кожаными портфелями на головах, под которыми обнаруживаются свиные хари; жуткого вида прямоходящий старообразный "младенец" - полуобнаженный артист с ногами в мешковине и непропорциональной маской пупса на голове, к финалу еще и перевернутой лицом назад, а вперед затылком; использование разноцветных шапочек-"балаклав" с прорезями; кулак-убийца с лопатой, наряженный в красный тренировочный костюм по моде колхозного гопника, и некое фантасмагорическое существо, затянутое в трехцветное сине-бело-красное трико - корчится, прыгает...

Звучащего голоса в "Земле" немногим больше, чем в немом фильме Довженко, оттого так выделяется декламация довольно пространного фрагмента статьи В.И.Ленина "О национальной гордости великороссов" от 12 декабря 1914 года, с которой, пожалуй, не лишним будет ознакомиться безотносительно к спектаклю:

http://libelli.ru/works/26-3.htm

Есть и более традиционный, в стилистике бит-бокса прочитанный-пропетый вставной номер на незнакомый мне стихотворный текст, что-то типа "панталоны рваные стягают - значит, будут гниды срать" (могу путать, расслышал плохо, запомнил неточно). Кроме ленинского слова и неопознанного рэпа, отдельным номером ближе к финалу возникает вокализ в исполнении обнаженной (единственной до конца) актрисы, с завываниями под электронный саундтрек Ивана Кушнира, бессменного композитора всех последних постановок Максима Диденко. То есть по форме, по структуре композиция диденковской "Земли" стремится, как и в большинстве его опусов, к мультижанровому дивертисменту. Сюжетная коллизия с убийством - и из личной мести, и в результате "обострения классовой борьбы" - колхозного активиста Василя односельчанином-"кулаком" тем не менее в спектакле воспроизводится, но настолько пошло и тупо (с "омовением" тела на флаге и последующим "признанием" убийцы), что лучше б сюжет не просматривался совсем, нежели поданный в таком бездарном и безобразном виде, словно "зарядка окончена, переходите к водным процедурам".

В "чемпионате по классовой борьбе" победила, а точнее, проиграла дружба - выигравших нет, наградная медаль брошена в могилу и присыпана с землей вместе с "чемпионом". Ну дальше еще будут физические упражнения, раскачивания на гимнастических кольцах тела-"колокола", а также щелканье бичом, но к этому моменту происходящее уже приедается до тошноты (хорошо еще не буквально - тряска стихает и душа успокаивается, расслабляется организм; разве что от ударов хлыста немножко повздрагиваешь - но это уже недолго, это пройдет), так что когда тренерский свисток возвещает последнее построение и "тени забытых предков" выходят на поклоны, ты готов и дальше смотреть, ну а что - в кресле тебе не подбрасывает, уже хорошо, а много ли надо... Почему построение происходит под "Патриотическую песню" Глинки, служившую недолгое время государственным гимном РФ в 1990-е годы, я не сразу догнал, но в целом, кажется, исходная мысль затеи Диденко ясна с первых минут "агона". Вместо и на месте футуристической утопии, пусть и несколько двусмысленно воплощенной в хрестоматийном киношедевре Александра Довженко, Максим Диденко строит, пытается строить ретроспективную антиутопию (как часто, например, но с меньшей претензией и более простецкими приемами, желают менее амбициозные театральные деятели обойтись с текстами Андрея Платонова, прежде всего с его непригодными к практическому употреблению драматическими произведениями), подвергая переосмыслению и переоценке сформулированный в "Земле" миф о новой жизни, о светлом будущем, о всеобщем счастье, проводя смутные параллели между т.н. "великим переломом" конца 1920-х и событиями не столь давними (вероятно, так и надо понимать "Патриотическую песню", быстро вытесненную предыдущим гимном с незначительным идеологическим апгрейдом стихов?) Что выходит из затей о всеобщем счастье, однако ж, известно и без Диденко, а вот что выходит из затеи самого Диденко... По-моему, ничего хорошего, хотя артистам дарили цветы и надсадно кричали "браво", так что свои фанаты у спектакля определенно имеются.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments