Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Колония Дигнидад" реж. Флориан Галленбергер

Смекалистая девушка проникает в тоталитарную секту, чтоб вызволить оттуда любимого - сюжет для посредственного триллера, но в "Колонии Дигнидад" живописание сектантских изуверств и героический побег парочки адептов поневоле - прежде всего повод лишний раз напомнить прогрессивному человечеству о преступлениях диктатуры Пиночета.

Лена - стюардесса на международных рейсах компании "Люфтганза", на четыре дня она прилетает в Сантьяго, где ее бойфренд, художник и фотограф Даниэль, помогает местным революционерам бороться за счастье трудового народа, рисуя агитплакаты. В эти дни происходит государственный переворот, Даниэля и Лену отвозят на печально знаменитый стадион, где скрывающийся под мешком с прорезями провокатор опознает Даниэля. Лену отпускают, а Даниэль после пыток отправляется в т.н. "Колонию Дигнидад" ("Достоинство"), о чем Лене сообщают бывшие товарищи ее жениха - сами они его вызволять не собираются, потому что уходят в подполье продолжать свое святое дело, и Лена вынуждена стараться в одиночку. Под видом неофитки она проникает в колонию, которой руководит некий Пауль Шеффер, объявивший себя Мессией под именем Пий.

Шеффер тоже из Германии, был там после войны проповедником, потом перебрался в Южную Америку, чтоб создать там "рай на земле", основанный на высокой духовности, телесной непорочности и чистоте помыслов. Как любой земной "рай", колония внешне мало отличается от концлагеря, с забором из колючей проволоки под напряжением, овчарками на цепях, побудками через репродуктор, полным подавлением личности, в том числе медикаментозными средствами, общими собраниями, рабским трудом и, по особым случаям (вроде президентского визита) показательными торжественными парадами. Нигде не говорится при этом, что Шеффер - нацист, но методы свидетельствуют сами за себя. Кроме того мессия, разумеется, гомосексуалист-педофил - ну без этого совсем никуда. А еще "Дигнидад" - не просто тоталитарная секта, но и секретная оружейная фабрика, где также производится запрещенный отравляющий газ, испытуемый на политзаключенных, поставляемых Пию спецслужбами диктатуры.

Побочные линии, связанные с соседками героини по сектантско-лагерному бараку, бьют в ту же точку. Несчастная Доротея, которая тремя годами ранее перемигнулась с парнем на общем параде и с тех пор считала себя его невестой, а мессия Пий узнал и выколотил с единоверцами из девушки всех демонов с таким усердием, что она ни в барак не вернулась, ни на экране больше не появилась. А сообразительная Урсула - родная дочка старухи-надзирательницы Гизелы, прибыла в "лагерь" с родителями девятилетней девочки и не знала другой жизни, под влиянием товарки и ее бойфренда она решается бежать, но едва выбирается за забор, как падает, сраженная злодейской ловушкой, подстроенной сектантами - ну эта хоть на свободе погибает.

О художественных достоинствах картины ничем громко не заявившего о себе к своим 45 годам немецкого режиссера ("Колония" - копродукция Германии, Франции и Люксембурга) всерьез говорить невозможно, но надо отдать должное ее создателям - на достижение кинематографических высот они, похоже, не претендовали, зато честно отрабатывали пропагандистскую задачу. Поэтому выбор Эммы "Гермионы" Уотсон на роль Лены близок к идеальному - актриса так себе, зато лицо медийное и привлекает целевую аудиторию (молодую преимущественно), большего от нее здесь и не требуется. А некогда перспективный, но давно, как мне думалось, вышедший в тираж Дэниэль Брюль рядом с ней сойдет за выдающегося артиста. Патлатый Шеффер-Пий в своем карикатурном демонизме (Микаэль Нюквист из местечкового шведского правдоискателя переквалифицировался в международного преступника - расширил амплуа, нечего сказать) скорее смешон, но опять-таки что касается сюжета, связанного с пребыванием героев в "колонии", то есть в основной своей части - фильм адекватен себе. Ну а развязка, как во многих подобных случаях (самый характерный и громкий из последних - "Операция "Арго", а так можно вспомнить хоть "Касабланку") строится по законам авантюрного жанра: в последний момент, уходя от погони, герои проникают на борт самолета, и хотя по приказу спецслужб разрешение на взлет отменено, бравый командир экипажа, друг и коллега Лены, поднимает борт в воздух, а взрывать самолет с пассажирами, да еще иностранными гражданами, чилийская хунта не станет - они же не русские, которым подобные мелочи пофигу.

Однако "пролог" и "эпилог" выводят историю на другой уровень - и тут возникают неудобные вопросы. В эпилоге, правда, любопытно, что спецслужбам сограждан фактически сдает лично посол Федеративной республики Германия - то есть ФРГ и ее дипломатия представлены в крайне невыгодном свете, зато сотрудники "Люфтганзы", хоть и нарушают распорядок, ну просто красавцы. При этом стоит, возможно, отметить, что отважный революционер-художник прибыл бороться за пролетариат в чужую страну, и именно из ФРГ, а не ГДР, где этот самый пролетариат как бы уже давно к тому моменту победил с русской помощью - да и немудрено, из ГДР революционеру, поди, выбраться было бы потруднее, чем спастись из колонии-секты и удрать от безжалостных пособников хунты. В прологе тоже есть за что зацепиться - к примеру, рисуя панораму тоталитарного ада, авторы непредусмотрительно демонстрируют, что спецслужбы хватают и отправляют на пытки только тех, что действительно, реально боролся с режимом заговорщиков, настоящих идейных сторонников Альенде, а остальных, случайно попавших под раздачу, вроде Лены, отпускают с миром, это потом уж Лена добровольно отправится к сектантам за женихом. В целом тоже не совсем понятно, как же это при социалисте Альенде та же самая фашистская секта преспокойно существовала - не за считанные же дни после переворота там была построена столь мощная, как представлено в фильме, инфраструктура. Из финальных титров еще и следует, что пиночетовцы за верную службу режиму Пия-Шеффера отблагодарили не лучшим образом - еще до падения Пиночета "мессия", бежавший к тому времени в Аргентину, был арестован, а в тюрьме умер уже при нынешней чилийской власти, в 2010-м.

То есть концы с концами в стройной лишь на первой взгляд идеологии тут не сходятся, но это объяснимо - стращая публику кошмаром диктатуры, авторы не имеют собственного, лично осмысленного понятия о том, что такое тоталитаризм и как устроена его механика, начиная с того, что тоталитарная система подразумевает беззащитность перед ней каждого, а не только чем-то перед ней виноватого индивида - самый мелкий и правильный, никчемный или даже полезный винтик в любой момент может оказаться в силу незначительных или вовсе случайных обстоятельств жертвой системы, и эта иррациональность внутреннего террора, может быть, самая главная отличительная особенность тоталитаризма, а отнюдь не само по себе изуверское палачество, не отсутствие личной воли и запрет на собственное мнение, присущие порой и "прогрессивным" объединениям, общественным и государственным.

Вообще я не первый раз ловлю себя на том, что никогда в жизни не доводилось мне видеть ни одного игрового фильма, скажем, о кошмарах полпотовской Кампучии (лишь один полудокументальный-полуанимационный), не просто по масштабу, но и качественно несопоставимых даже с нацистским порядком, не говоря уже про чилийский - Пиночет в сравнении с Пол Потом младенец в пеленках. Или хотя бы про китайскую культурную революцию - ну не единой кинокартины, ни голливудского блокбастера, ни артхаусного произведения. Да что там прошлые дела - много ли, подробно ли в "свободном мире" о недавних и сегодняшних русских зверствах? А применительно к тому же Альенде - о том, как этот заинтеллигентствовавшийся аристократик, пусть невольно, стал марионеткой коммуно-православного империализма? Между тем производство кинофильмов о преступлениях Пиночета - целая индустрия, работающая не первое десятилетие. Причем, и это особенно занятно, собственно чилийский взгляд на проблему, при всей однозначности оценок, иногда бывает интересен своей неподдельной искренностью и сложностью - взять недавний "Альенде в своем лабиринте":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3196203.html

Но чаще героями такого рода картин становятся иностранцы, и не случайно оказавшиеся в Чили в момент переворота, как Лена, но сознательно, как ее бойфренд Даниэль, прискакавшие за океан на "жареное": почувствовать себя борцами, смельчаками, героями - а как припекло всерьез, так и кинувшиеся за защитой в свои имперско-капиталистические представительства. "Колония Дигнидад" в этом смысле пережевывает старую блевотину вроде "Над Сантьяго идет дождь" или "Пропавшего без вести", но Коста-Гаврас по крайней мере профессией кинопропагандиста владеет лучше. С другой стороны, пример "Колонии "Дигнидад" вне сугубо чилийского или немецкого, исторического или географического контекста - достаточно яркий образец того, к какому общественному устройству на самом деле стремятся поборники духовности, чистоты отношений и прочих традиционных ценностей, и какими средствами они собираются его достигать, не ограничиваясь отведенной им территорией за колючей проволокой под электрическим током.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments