Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Друзья" реж Луи Гаррель в "35 мм"

Гаррель-мл. и актер-то не ахти, особенно с возрастом это стало заметно, а уж режиссер, чего следовало ожидать, вовсе недееспособный, еще хуже отца. В своем дебютном фильме режиссер Гаррель играет, естественно, одну из главных ролей, выступая в привычном для себя актерском амплуа неотразимого и самоуверенного красавца - чем ближе к пенсии, тем менее убедительно. В первых эпизодах картину спасает какой-никакой юмор. Абель (Луи Гаррель) старается помочь своему бестолковому приятелю, бородатому увальню Клеману, подрабатывающему в массовках на киносъемках (Венсан Макен) вызвать симпатию продавщицы кондитерских изделий на Северном вокзале Парижа, знойной мусульманки Моны (Голшифте Фарахани). Причем если Клеман пытался "ухаживать", дарил потенциальной террористке птичек и вообще всячески задабривал, то Абель просто силой вытащил ее из поезда, и девица опоздала к урочному часу в колонию, где отбывает "полуусловный" срок. Ну а раз опоздала, то решила и вовсе не возвращатсья, поистерив напоследок. Тем более что с первого взгляда в Абеля влюбилась. И пока Клеман, с отчаяния успевший порезать вены на съемке фильма про 1968 году, прохлаждается в больнице, Мона ведет Абеля в церковь и после короткого разговора о Боге они сразу становятся любовниками.

Наутро юмор из картины практически испаряется, зато дальнейшее развитие сюжета приобретает водевильно-фарсовый характер, хотя герои "переживают" до помрачения серьезно. В расстройстве, что предал друга, переспав с его девушкой прежде него самого, Абель прельстившую его разговорами о Боге в католической церкви персиянку-рецидивистку прогоняет вон, а друга вызволяет из больницы, заставляя прыгать из окна - но Клеман по-прежнему жить не может без Моны, а в буфете Северного вокзала ее найти не удается. Клеман в панике, но Мона сама приходит к нему на квартиру, что совсем не радует "провинившегося" Абеля. Тем временем Мона неожиданно начинает оказывать Абеля знаки внимания - это радует Абеля еще меньше, потому что после долгих лет беспорочной дружбы Клеман вдруг прозревает, что их дружеские отношения разладились и лучше им отныне считаться просто знакомыми. Вывод, однако, не мешает героям втроем отправиться в ночной клуб, а оттуда вместе - в двухзвездочный отель "Три нации", где гей-портье поселяет Мону в сингл, а Абеля и Клемана, приняв их за парочку, вдвоем. Мона сообщает начальству тюрьмы о своем местонахождении, вконец опечаленный разрывом дружбы Абель отправляется в бар отеля флиртовать с престарелым геем-портье, увлеченным попытками под выпивку нежно погладить Абеля-Гарреля ниже пояса, а Клеман думает, что тот в номере Моны с ней наедине, рыдает под ее дверью. Но все заканчивается хорошо - полиция приезжает за Моной, чтоб вернуть ее в колонию, а друзья, проломив от избытка эмоций магазинную витрину, мирятся. Правда, когда Клеман просит Абеля сказать ему "всю правду", продолжая ревновать и не без причины подозревая, что у Абеля с Моной что-то было, пока он лечил в больнице порезанные вены, Абель на голубом глазу утверждает: да ну ерунда, не было ничего.

Происходящее на экране у Гарреля (его соавтор-сценарист Кристоф Оноре снял с Гаррелем несколько фильмов и немало в свое время потрудился на его имидж) напомнило мне раннего Вырыпаева - пьесу "Валентинов день", фильм "Эйфория", но условность и заведомая, осмысленная постмодернистская вторичность сюжетов Вырыпаева, его стилистический "секонд хенд" мне понятен, а замысел Гарреля-младшего остается загадкой, снимал ли он мелодраму о любви и дружбе (с непременным гарниром в виде 1968 года и тягот иммигрантской жизни) или прикалывался напоследок, прощаясь с молодостью и с периодом, когда он кому-то казался многообещающим исполнителем. Многозначительное название "Друзья" оставляет какой-то простор для интеллектуальных спекуляций на тему диалектики любви и дружбы, ведь можно считать, что друзья - это все трое героев, что друзьями можно остаться и после секса, и после измены, да и любить втроем тоже цивилизованным людям никто не запрещает (как это в фильмах Кристофа Оноре и не только с участием Луи Гарреля уже бывало), но увы - оригинальное "Двое друзей" не оставляет шансов: речь именно о крепкой мужской дружбе, подвергшейся испытанию вторжением в их чистые отношения женщины (к тому ж мусульманки-уголовницы, что, впрочем, для прогрессивно мыслящих французов едва ли существенно), но устоявшей. Не хватает только "Песни о друге" - "Третий должен уйти" - на титрах; по счастью, она во Франции пока что не слишком популярна, там (как известно опять-таки из одноименного фильма Кристофа Оноре с участием Луи Гарреля, где его персонаж в итоге предпочел не дружить с парнем, а заниматься с ним сексом) все песни только о любви:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1123348.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments