Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Лондонский филармонический оркестр в БЗК, дир. В.Юровский, сол. Б.Бровцын: Элгар и Цемлинский

Такие концерты не пропускают и при наличии сколь угодно соблазнительных альтернатив, а как назло, Лондонский филармонический пересекался и с Песеговым на "Золотой маске" (в довершение всех мучений из Минусинска на один вечер привезли не что-нибудь, а спектакль по "Наводнению" Замятина, с которого когда-то началось мое литературоведческое погружение в советскую "орнаментальную прозу" 1920-х годов), и с редкой оперой Доницетти "Роберто Деверо" в исполнении итальянских певцов с итальянским же дирижером, ну про остальное я вообще молчу. Однако и тут - не просто Юровский, Бровцын и Лондонский оркестр, что само по себе в каждом пункте притягательно, а еще и программа - из разряда "не проходите мимо". В первом отделении - довольно часто, но не настолько, чтоб приедался, звучащий скрипичный концерт Эдварда Элгара (1910), во втором - вполне эксклюзивная (заявлялось "первое исполнение в России оригинальной авторской версии) симфоническая фантазия "Русалочка" Александра фон Цемлинского (1905). То есть продуманный, можно даже сказать, по-юровски концептуальный, вечер западно-европейского позднего романтизма начала 20-го века в двух его очень разных, контрастных ипостасях.

Каким бы пошляческим и почти уничижительным для мало-мальски здравомыслящего человека ни стало за последнее время понятие "виртуоз", но про Бориса Бровцына иначе не скажешь - внешний блеск сольной партии в си-минорном концерте Элгара для меня чуть не затмил его лирического содержания, но все-таки исполнение было сколь технически изощренное, столь же и умное, хотя, по-моему, с упором все-таки на технику. Относительно недавно я слышал, как этот же концерт играл Никита Борисоглебский с Яном Латамом-Кенигом и оркестром "Новой оперы" - как ни странно, вариант Бровцына-Юровского-Лондонского симфонического не перебил тех впечатлений, хотя, несомненно, оказался великолепным во всех отношениях. Оркестр превосходный, ну что говорить... Пожалуй, для Элгара немного чересчур "плотный", где-то придающий избыточного монументального пафоса этому, в общем, скорее лирическому, при всей его масштабности и накалу эмоций, опусу (а Элгар, как я ни люблю его, к пафосу был склонен и, впадая в него, порой доходил до китча, особенно в ораториях).

"Русалочка" Цемлинского - практически "ровесница" скрипичного концерта Элгара (1900-е годы, несколько лет разницы), но как будто это музыка из разных миров. С несколько декадентским душком и одновременно с неоклассическими потугами характерно "венские" мотивы небезынтересного, но второсортного австро-немецкого романтика, в истории оставшегося не столько сочинениями, сколько обстоятельствами личной жизни, связавшей его с именем Малера. Музыка Цемлинского - тоже по отношению к Малеру и даже Рихарду Штраусу вторичная, почти подражательная, а в случае с "Русалочкой" - еще и "программно-изобразительная", с очень конкретными, предметными звуковыми "красками": звон тарелок, переборы арф (двух) - не хватало только комментариев Светланы Виноградовой или Михаила Казиника в духе "а вот это рыбки поплыли!" Между тем весьма объемная трехчастная вещь по-своему выразительна и, сбиваясь в каждом "русалочьем" шаге на ритм венского вальса, достаточно разнообразна. На мой вкус музыка Цемлинского и, в частности, "Русалочки", очень уж слащавая в крайних частях, и особенно в третьей, финальной, с совсем уж засахаренно-банальной "лирической" темой, которую в унисон ведут струнные. Но где и кто еще сыграл бы "Русалочку", если б не Юровский со своим лондонским коллективом на фестивале Ростроповича? А ведь интересно же раз в жизни послушать. Как и непритязательное, тоже довольно-таки приторное, но опять же редкостное "Приветствие любви" Элгара (ЭлЬгара, как произносит Юровский - вслед за Рождественским, что ли?) в качестве прощального биса.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments