Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Битва за огонь" реж. Жан-Жак Анно, 1981

На афише - практически обезьяны, хоть и прямоходящие, но все-таки еще предгоминиды. А герои фильма между тем - уже как бы люди, и даже обладающие какой-то речью, хотя общаются они на своем родном "палеолитском" и перевод не дается даже субтитрами... (В связи с чем мне вспомнился прикол из филфаковских времен: "Где распространены палеоазиатские языки?"-"В Палеоазии!") Анно потом снимал фильмы и поинтереснее, и поизвестнее. Я не ходил на пресс-показ его последнего опуса "Тотем волка", открывавшего ММКФ, в расчете, что его если уж в прокат не выпустят за ненадобностью и отсутствием коммерческого потенциала, так хоть Разлогов в "Культе кино" покажет. А Разлогов показал "Битву за огонь" 35-летней давности, про дела еще более далекие. Прямоходящие каменного века, разделенные на племена, враждуют и друг с другом, и с природой, которая грозит им болотами и нападениями диких зверей, то лев попадется на дороге, то медведица в пещере решит, что недочеловеки угрожают ее медвежонку, направо пойдешь - волк, налево - обезьяна. Но стоит вспыхнуть огню любви - а остальное приложится, любовь движет эволюцией, показывает Анно, и представители конфликтующих племен, совокупляясь на глазах у изумленных сородичей возле костра (сперва это будет насилие, но потом притерпятся - и уже ничего, по взаимному согласию) заодно научатся и искры трением палочки вызывать: прогресс! У Иоселиани в "И стал свет" проглядывает что-то похожее, хотя и без вражды племен, и без прогресса во имя любви, и вообще не воображаемый палеолит, а просто архаичное первобытное сообщество, но там и юмор, и лирика. Анно же всерьез "реконструирует" доисторического человека - и это, может быть, по меркам начала 1980-х казалось "бомбой", а сегодня очень смешно: одно племя в шкурах, другое, чтоб не путать, голое и разрисованное, морды при этом более-менее гладкие, чуть ли не бритые, и среди них угадывается физиономия... да, еще молодого, но во всяком возрасте и в любой шкуре неповторимого Рона Перлмана, непревзойденного дикаря, инопланетянина, монстра, зомби... Под мехами шкур и боевой раскраской обнаруживается, будто для пущего смеху, полноценный актерский интернационал - евреи, негры, арабы, азиаты, французы, немцы... Но именно Перлман своей колоритной мордуленцией окончательно придает "доисторическому" человеку Анно сходство с космическим пришельцем из малобюджетного фантастического сериала; и каких-нибудь "Флинстоунов", пожалуй, легче воспринимать всерьез, как "историческое кино", чем такое нелепое в своих реконструкторских потугах произведение.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments