Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Прокофьев в БЗК: оркестр МГК, сол. Борис Березовский, дир. Юрий Темирканов

Со второй попытки все-таки удалось послушать, как Березовский играет 2-й концерт Прокофьева - однажды я уже приходил на программу, в которой был объявлен Березовский с 2-м концертом, дирижировал тогда Лисс, но почему-то я не обратил внимания (хотя это не в последний момент произошло) на изменения в афише: 1-й концерт вместо 2-го - я, при том что 1-й концерт Прокофьева тоже люблю, остался страшно разочарован:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2735206.html

Зато теперь все сошлось - и Прокофьев, и Березовский, и Темирканов! И концертный оркестр к консерватории, к которому я отношусь без всякого предубеждения, наоборот, считаю, что несмотря на объективно "ограниченные возможности" коллектива, состоящего в основном из студентов, со своим руководителем, прекрасным музыкантом и честнейшим тружеником Анатолием Левиным оркестр МГК способен решать какие угодно технически и творчески сложные задачи, что и демонстрирует регулярно на своих выступлениях (те, кто их игнорирует, сильно обделяют себя), а 2-й концерт Прокофьева - задача, безусловно, повышенной сложности. Но три дня репетиций с Темиркановым (учитывая, что Темирканов в пределах РФ с чужими оркестрантами почти не выступает, это уже событие) - и результат приводит в безоговорочный восторг, в состояние эйфории. Которой, правда, отнюдь не предвещало "приветственное слово" - я ужасно боюсь пафосных вступительных речей, добро еще тут обошлось коротким спичем и вручением музыкантам памятных медалей, а кроме того, было сказано (в присутствии Темирканова и как бы с его слов - дорогого стоит, поскольку Темирканов превосходно чувствует также и, к примеру, Шостаковича, а кроме того, руководит оркестром филармонии, носящей имя Шостаковича), что Сергей Прокофьев - главное имя в музыке 20-го века, что я абсолютно поддерживаю, и не только в годовщину смерти великого композитора, и не только на вечере, посвященном полностью его творчеству.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром - самый интересный и мой самый любимый из пяти прокофьевских, да и вообще, пожалуй, из крупных оркестровых сочинений композитора (наряду с 2-й и 3-й симфониями, а также 2-м скрипичным концертом), слушать его мне доводилось в разных исполнениях, но вариант Березовский-Темирканов - лучший, близкий к идеальному. С оговорками разве что по первой части, которую солист начал слишком "романтично", обозначая как бы "состояние глубокой задумчивости" (дух музыки Прокофьева чужд всякой "романтизации", это даже в самых авангардных проявлениях всегда классически ясная, острая, точная мысль), но постепенно, волнами различной амплитуды, Березовский и Темирканов логично и неизбежно вышли к потрясающей кульминации. А "моментом истины" для меня в данном случае стал даже не блестящий финал с двумя развернутыми фортепианными соло, безупречно Березовским исполненными, но сравнительно короткая 3-й часть. До того, казалось, Темирканов "придерживает" оркестр, позволяет роялю постоянно оставаться на первом плане, но в 3-й части молодежный коллектив предъявил себя во всей красе, стройности, свежести - и в непревзойденном (в том числе самыми "знатными" оркестрами) взаимодействии с солирующим инструментом, обозначив в высшей степени "драматургичность", "театральность" (максимально широко понимаемую) музыки Прокофьева, в том числе чисто инструментальной и оркестровой. В отличие от только что слышанного 3-го концерта в исполнении Лилла и ГАСО, лично меня покоробившего вялостью, отсутствием смыслового "стержня" - ну, правда, 3-й концерт, при всех его достоинствах, и сам по себе более "популистский" у Прокофьева, рассчитан скорее на внешние эффекты, которые Лилл, вероятно, старался "прибрать", а в итоге выплеснул с водой ребенка -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3299751.html

- у Темирканова, Березовского и молодежи из оркестра МГК вышел настоящий, ну как я его понимаю, во всяком случае, Прокофьев, энергичный, резкий, жесткий ритмически и вместе с тем по-своему, неманерно утонченный (вот казалось бы - где ГАСО и где консерваторский оркестр, а вот поди ж ты, не надо смотреть на "бренд", надо слушать!)

Во втором отделении Темирканов с консерваторским оркестром исполняли фрагменты из двух сюит балета "Ромео и Джульетта", что в силу заигранности этой музыки, а в особенности отдельных ее шлягерных номеров, было объективно менее интересно, чем 2-й фортепианный концерт. Но меня волновал еще один очень конкретный момент после того, как недавно я с изумлением услышал у Федосеева с БСО тот же прекрасный и несчастный танец "Монтекки и Капулетти" с развернутой, чуть ли не сольной фортепианной партией, особенно в третьем, репризном разделе, да и в других номерах, которые тогда играл Федосеев, рояль звучал явно чаще и обширнее привычного. Тогда я подумал - или мне чудится (хотя я не только отчетливо слышал, но и видел, как непривично масштабно задействован рояль при исполнении музыки, вроде бы такого совсем не предполагавшей), или просто я раньше не замечал, насколько объемна у Прокофьева в партитуре (партитуры я все-таке не читаю) партия фортепиано в оркестре:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3271067.html

Ну что и требовалось доказать: у Темирканова ничего подобного не наблюдалось, ни в "Монтекки и Капулетти", ни в других номерах - да, используется иногда рояль как "оркестровая краска" в отдельных эпизодах, в "Смерти Тибальда", например, скорее для "укрепления" ритмической основы, для большей "упругости"; мелодические темы ему нигде не доверены, а уж чтоб фактически солировать - ни боже мой... Теперь я думаю: существует все-таки некая мало востребованная авторская версия сюиты с "расширенным" роялем? или Владимир Иванович Федосеев втихаря сделал собственную оркестровку и ее играет? Зато, если уж говорить про "Смерть Тибальда" - номер и у Федосеева вышел ярко, но там он стоял почти в начале программы, а здесь, на концерте в день смерти Прокофьева, завершал второе отделение и звучал не просто как музыкально эффектная точка, но и как концептуальное высказывание. В музыке этой сцены, которая начинается как харАктерная, игривая, почти шуточная, по-моему, как в капле воды просматривается отношение Прокофьева к жизни как к торопливой и зачастую веселой, но заранее проигранной игре (а мотив игры прямо или косвенно присутствует в сочинениях композитора на всех этапах творчества): беззаботная, не отягощенная мрачными предчувствиями беготня словно в шутку разыгранного "поединка" обрывается последними ударами пораженного и останавливающегося сердца, тело еще цепляется за материальный мир, сопротивляется умиранию, борьба достигает запредельного накала - но все равно завершается фатально; и всю эту внутреннюю драматургию сравнительно короткого фрагмента Темирканову с оркестром МГК изумительно удалось передать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments