Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Наследники" реж. Владимир Хотиненко, 2015

Наконец-то удалось посмотреть очередное "хотиненко" - еще прошлым летом фильм показали на ММКФ, но там я на него, конечно, время тратить не стал, в прокате тем более (да и был ли прокат?), может его и показывали до этого по ТВ, но я пропускал, логично было бы, чтоб опус, посвященный Сергию Радонежскому, вышел все-таки до истечения его "юбилейного" года, который, как прямо в фильме и напоминают, совсем даже и не "юбилейный" на самом деле. Вообще в стилизованном ток-шоу, которое выстраивает Хотиненко в "Наследниках", звучит немало информации в том числе и небесполезной, но весь этот "достоевский" диалогизм-полифонизм замешан на такой пропагандистской подставе, что воспринимать все равно невозможно.

"Наследники" - телепрограмма исторической тематики в формате "ток-шоу", ее ведущий Глеб (бедный Леонид Бичевин - у Хотиненко после Балабанова!), в процессе съемок случайно встретив в коридоре Гордона (! - но там и другие "медийные лица" самоотверженно и как бы "самоиронично" мелькают - Олешко, Шелест...), узнает, что проект закрывают. Тут он плюет на законы жанра, втихаря включает через свой блог онлайн-трансляцию со съемочной площадки и начинает резать "правду-матку". А тем временем в студии собрались "типичные представители": политолог-государственник (Анатолий Белый), военный-патриот (Александр Балуев), певица-дура (Агриппина Стеклова), обтерханный историк-очкарик (Александр Коротков), женщина-врач (Алла Юганова), сусальный монах Киприан (Сергей Качанов), ну и еще в зале среди массовки - два быдло-гопника (Алексей Кирсанов и Артур Мухамадияров), которым требуется алиби, чтоб не заподозрили в нападении на торговца-"чурку". А тем выпуска - Сергий Радонежский.

И вот переливают - Сергий-государственник, Сергей-патриот, Сергий за царя, Сергий за народ... В фильме, который одновременно и эксплуатирует, и сатирически осмеивает телеформат, это смотрится и звучит, как ни странно, еще более убого, чем в "оригинальных" шоу на ТВ. Да и где Хотиненко видел таких мирных, вежливых, воспитанных участников в студии? Сидят, разговаривают, ну иногда покрикивают, но даже когда самые откровенно-фашистские телеги толкают - вообще благолепие; достаточно с фильма было переключиться на передачу Соловьева, чтоб сравнить и понять: жизнь вам - не кино. Однако я не переключался, хотя на то и "хотиненко", что все еще жестче, чем в "ящике", предписано форматом. Патриот-военный собственного сына упустил и сражен сердечным приступом; политолог, бывший однокурсник историка, продался власти, а, с другой стороны, обтерханный историк не понял значения государственной политики; с телезвездой и подавно все ясно - в бывшем зоотехнике Глебе еще сидит прекраснодушие, которое вываливается, когда он узнает о своем увольнении, но ведь его поманят обратно... Остаются врач, монах и гопник.

Еще больше, чем за Бичевина, обидно за Юганову - прекрасная ленкомовская актриса здесь вынуждена изображать сколь пресную, столь же и фальшивую праведницу-страдалицу, без каких не стоит село: у нее муж - зараза, а она других спасает, как ее бабушка спасала голову Сергия от атеистов, и рассказ про мощи даже безотносительно к художественному качеству опуса в целом человека в здравом рассудке может только покоробить - а по замыслу автора должен восхитить и привести в состояние экстатического благоговения. Что, собственно, и происходит с юным быдлогопником Стасом (Мухамадияров) - он уж совсем было готов податься к бандитам-нацикам чурок бить, но послушал про Сергия - и вспомнил про мать с отцом, отец бьет мать, мать жалко, но и отца жалко, только Сергий поможет. Сергей Качанов, актер из СТИ, в клобуке и с накладной бородой изображающий Киприана (по сюжету в ток-шоу должен был участвовать более "медийный" батюшка, но уехал на конференцию в Рим, вместо него прислали этого), как будто нарочно делает своего персонажа пародийным. Но у Хотиненко все доведено до пародии - где-то, надо понимать, сознательно, он ведь и ток-шоу пародирует, и отдельные типажи завсегдатаев подобных студий.

Но в том и проблема, не исключительно Хотиненко с его "ограниченными возможностями", а в целом поставленной задачи - "переключиться" из пародии в проповедь на голубом глазу невозможно. С другой стороны, если уж кто должен лить в уши быдлогопоте сатанинский яд православия, пускай Хотиненко - он настолько беспомощен, несостоятелен и далек от настоящего творчества, что от его убогих фильмов вреда меньше, чем от телешоу. Ну а вопрос о том, насколько "правдоподобен" сюжет с онлайн-трансляцией съемок уже "закрытой" программы через интернет, вряд ли стоит поднимать, Радонежскому и не такие чудеса подвластны.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments