Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Вадим Холоденко "Балакирев/Чайковский/Чаплыгин/Курбатов"

Как ни странно, это первый диск Холоденко, выпущенный в пределах РФ - и тот с латиницей на обложке и двуязычными аннотациями, рассчитанный, то есть, больше на "экспорт", в чем есть резон: здесь такого рода альбомы покупают разве что посетители концертов в фойе перед залами, а концертов в Москве у Холоденко сейчас почти нет, да и раньше, когда их было много, посетители (до его победы на конкурсе Клайберна) не то чтоб ломились, залы не заполнялись, спекулянты грели руки совсем на других именах, не на Холоденке уж точно. Но приятен сам факт, что фирма "Мелодия" вслед за сольным диском Генюшаса выпустила еще и Холоденку, отслеживая таким образом самых интересных пианистов в поколении "плюс-минус тридцать" (а по моему личному убеждению Холоденко в этой возрастной категории - номер один). У Генюшаса весь альбом составили сочинения авторов современных, хотя и не авангардного, а скорее неоклассического и даже близкого к "кроссоверу" направления:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3199588.html

С Холоденко похожая картина, Балакирев и Чайковский в трек-листе соседствуют (не сказал бы, что соперничают) с Чаплыгиным и Курбатовым. Чаплыгин, правда, представлен скромной 7-минутной пьеской "Маленькая кипрская музыка" (2003), навеянной, соответственно, пребыванием автора на Кипре, но без использования аутентичных этнических мотивов: это как бы "зафиксированное впечатление", настроение грусти, "ориентальный" привкус - то есть приятная как фон, но довольно поверхностная музычка. В еще большей степени это относится к курбатовскому свежему опусу (2014) "Затерянные во тьме" - цикл из семи коротких пьесок, где якобы воплощается образ детских воспоминаний, шагов ребенка, уходящего в лес, как будто детство уходит в прошлое - но это на словах красиво, а в музыке Курбатова, и не только в данном произведении - а Курбатов сейчас звучит в концертах едва ли не чаще любого другого ныне здравствующего композитора, включая и представителей старших поколений - реализовано плоско и занудливо, хорошо еще, что лаконично, но даже в исполнении Холоденко слушать Курбатова неинтересно.

Вообще, если честно, выбор произведений и имен для альбома лично меня порадовал мало, и не только в "современной" части. Я слышал, как Холоденко играет Шостаковича, Прокофьева, Метнера - сольно, не говоря уже о незабываемом исполнении концерта Шоссона для фортепиано и скрипки (хотя сколько уж лет прошло), и Балакирев с Чайковским, конечно - совсем не тот Холоденко, которого мне бы хотелось иметь в записи. Тем более, что Сонату си-бемоль минор Балакирева я слушал живьем в БЗК, где и был записан, на двух концертах, нынешний диск (правда, не в тот вечер, когда я ходил), она и тогда, и сейчас, при ознакомлении с диском, оставляет мутные впечатления - музыка, "заблудившаяся" во времени, опирающаяся на формы и язык раннего романтизма первой половины 19-го века, но как будто против воли автора вбирающая в себя стилистику начала 20-го, дух импрессионизма, символизма... - то и другое довольно-таки механистично:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3071912.html

Балакирев, вслед за Метнером (уверен, что дело лишь в эксклюзивности, незаигранности материала, желании исполнителей отыскать что-то "свежее" в закромах нотных архивов, поскольку невозможно бесконечно воспроизводить, как гамму, один и тот же репертуарный ассортимент) входит в моду, и по первым тактам сонаты манера Холоденко, его сдержанная точность, внимание к каждой детали, отсутствие какой-либо псевдоромантической экзальтации, угадывается... - но материал, как мне кажется, все равно не слишком выигрывает и от настолько стильного исполнения.

В результате самое любопытное на диске, пожалуй - surprise! - Чайковский. Тоже не самый шлягерный опус - Шесть пьес на одну тему (1873). Шесть разнохарактерных и различных по форме - от фуги до марша и мазурки, правда, без ярких контрастов - фортепианных миниатюр построены на повторяющейся неизменно последовательности из 15 нот, но при постоянно варьирующемся ритмическом рисунке: скорее формалистское, концептуальное упражнение, вообще-то нехарактерное для Чайковского и в принципе для 19-го века, зато очень уместное в одном контексте с Чаплыгиным и Курбатовым. Общие ощущения в итоге, как и от упомянутого диска Генюшаса - "фоновая музыка", но у Генюшаса, по крайней мере, присутствовала отчетливо выраженная в названии альбома "программа", а здесь налицо все та же "эмансипация консонанса" (что мне в принципе чуждо, я-то предпочитаю "диссонансы", я так слышу - ничего не могу с собой поделать), но без "программных" заявлений. Оказывается, однако, что "консонанс", особенно в 21-м веке, нуждается в "концептуальном" оформлении не меньше, а едва ли не больше, чем атоналка с алеаторикой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments