Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

юбилейный концерт Р.Паулса и "Несравненная" П.Куилтера, реж. Валдис Луриньш в ЛНТ

В Москве идет необъявленная охота на "Идиота" Достоевского - премьера за премьерой, уже выпущенные и еще только запланированные, но уже многообещающие, следуют с минимальным перерывом. А я, имея благодаря щедрости испанского консульства (которое к тому же, единственной на весь ЕС, если не ошибаюсь, не берет визового сбора с инвалидов) "длинный шенген" и за год соскучившись по Латвии, хотя бы на пару дней очень захотел съездить в Ригу - но специально подгадывал так, чтоб попасть на "Идиотса" в Национальный театр: ставил Владиславс Наставшевс, который и в московском "Гоголь-центре" выпустил уже не одну премьеру. Я, кстати, до сих пор не все видел, а что-то, например, "Медею", уже и нельзя увидеть, потому что актриса Херманиса отказалась приезжать в Москву играть спектакль в знак протеста против русского империализма-милитаризма. Наставшевс в Риге тоже больше работает в Новом Рижском у Херманиса, но может потому, что там относительно недавно (лет десять еще назад) был свой собственный, херманисовский "Идиотс", или по какой другой причине, а Достоевского относительно молодой режиссер инсценировал в Латвийском национальном, театре вроде бы номинально куда более академическом, чем Jaunais Rīgas Teātris Херманиса, но при этом, как ни странно, более мобильном в плане выбора материала, по моим скромным наблюдениям, порой более открытом и рисковом (Серебренниковс ставит в Национальном, а не в Новом). Короче, всю поездку я спланировал под "Идиота", и после мучительной ночи в автобусе (первый раз отважился, всегда ездил поездом, но с прошлого года поезд еще почти на тыщу подорожал... - однако экономия с автобусом выходит копеечная, по времени выигрыша никакого, а по удобству - хуже самолета любого паршивого лоукостера, и еще масса специфических неудобств), не успев прилечь даже, пришел к театру, где натолкнулся на закрытую дверь и объявление, написанное, конечно, по-латышски, но сразу понятное, увы, без перевода - артисты заболели, спектакль отменяется... Я знал, что в Риге эпидемия гриппа - но в Москве тоже эпидемия (а если судить по тому, как кашляют на симфонических концертах, эпидемия эта не сходит десятилетиями без перерыва, но при этом почему-то никто не умирает и кашляющих ценителей изящного меньше не становится - вот почему-то в Латвии практически не кашляют даже в драме!), однако никак не ожидал, что это может привести к столь печальным последствиям. В кассе мне сказали, что накануне другой спектакль, премьерный, тоже отменили по аналогичной причине, но хотя я о своем посещении договорился заранее, никто меня не предупредил, я бы хоть с утра не пошел сразу в театр (спектакль предполагался дневной, в 13.00) - в общем, положение, не хочется каламбурить, что "идиотское", но действительно неприятное, учитывая еще, что я, не переоценивая свою физическую выносливость и измученный переездом, влил в себя две поллитровые банки энергетического напитка, так что и оказавшись на койке, заснуть несмотря на измотанность не смог, а продолжал бодрствовать в печали до вечера, пока не приспело время идти на "Фантазии Фарятьева" в Новый Рижский, которые меня очень интересовали тоже, но все-таки в путь я отправился не ради них в первую очередь.

А наутро, уже со свежими силами, я появился в Латвийском национальном снова - но уже по поводу юбилейного концерта Раймонда Паулса. Здесь все было в порядке, меня ждало приглашение с очень удобным местом в партере, хотя весь зал распродан загодя. Примечательно, что юбилей Паулса в таком формате концерта-обозрения - не разовое пафосное явление, как принято у русских, но фактически репертуарный спектакль, уже несколько недель идущий в репертуаре Национального театра, и что особенно мило, не только вечером, но и днем. Вот почему в Москве "утренники" - это непременно что-то бросовое, либо исключительно детское, либо второсортные несвежие постановки с непонятным составом исполнителей, которыми просто затыкают дыры? Взяли бы пример с Латвийского национального - тот же "Идиот", когда я на него собрался первый раз (потом поездку пришлось отложить, а приехал бы - посмотрел! но кто мог знать, что выйдет такая незадача...), шел в 15.00, мой отмененный стоял на 13.00 - как удобно! И концерт Паулса - полноценный "юбилейный вечер", даром что "утренник" и "серийный". Сразу выходит сам Раймонд, скажу по русскоязычной привычке, Вальдемарович, садится за рояль, играет сольное вступление, потом коротко говорит что-то остроумное, все смеются, кроме меня, потому что, я к сожалению, латышским не владею. Первое отделение - программа ностальгическая, но "ностальгия по Паулсу" в Латвии вообще не пересекается с российской: из дюжины песен 45-минутного отделения я ни одну не знал, а в зале подпевали. Понятно, что это музыка и по времени прошла мимо меня - на экран выводили фотопроекции конвертов тех пластинок, 1960-70-х годов. Но и после антракта, со сменой формата - пошли номера из мюзиклов Паулса, вроде бы мне знакомых ("Сестру Керри" пятнадцать лет назад в Москве показывал Рижский театр русской драмы, его же постановку по "Одесским рассказам" Бабеля с музыкой Паулса я видел когда-то в Витебске на "Славянском базаре", "Сестра Керри" шла в театре им. Пушкина во времена Романа Козака, много работавшего в Риге, "Все о Золушке", пускай и в безобразнейшей версии, можно увидеть до сих пор), но все равно опознаваемых с трудом. Надо думать, через три недели в московском "Крокусе" (вип-партер - до 40 000!) программа паулсовского юбилея с рижской не пересечется ни одним номером, не говоря уже про исполнителей, включая оркестр сопровождения - правда, обещают Пугачеву, но к ней впридачу же наберут небось всякую шушеру, нюшу-говнюшу и проч. В латвийском же варианте ставка сделана не на звезд, а на музыку - первое отделение несколько певцов, и одетых по моде полувековой давности, работают в сопровождении самого композитора и еще пары музыкантов, после антракта Паулс играет с биг-бендом Латвийского радио, как на своем московском концерте год назад, но там все-таки был Бусулис и были русскоязычные хиты, хотя вечер все равно получился симпатичный:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3022214.html

Здесь первое отделение по духу скорее душевное, клубное, почти домашнее ретро; второе - театрализованное, костюмированное ревю, но тоже без пафоса, без затей, по-свойски. Один из степовавших танцовщиков выронил трость из рук и едва успел подобрать ее уже убегая за кулисы, а до этого вынужден был просто поднимать руки, пока его коллеги лихо орудовали палками - ничего страшного. Вот когда у былого паулсовского партнера Игоря Яковлевича Крутого (который, между прочим, свой настоящий юбилей отмечал-то в Риге, в Латвийской национальной опере, а для Москвы делал концерты совсем иного плана) на недавнем юбилее в "Олимпийском" подтанцовка во время "Баб-стерв" Аллегровой стала "рояль", за которым сидел автор, разбирать и растаскивать по кускам, а потом его собрали и Крутой продолжил "играть" как ни в чем ни бывало, и это без сомнения, без стеснения показали в телеверсии - к таким вещам лично мне, при всем теплом отношении и к Игорю Яковлевичу тоже, непросто отнестись со снисходительным юмором, это хуже, чем стыдоба, это бесстыдство, причем осознанное. В концерте Паулса подобным режиссерским "изыскам" места на нашлось, зато оба отделения маэстро солировал за инструментом, и не за бутофорским, ради телекартинки, рейтинга и повышения цен на рекламное время, но за настоящим, как и положено настоящему музыканту. А что и из зонгов мне знакомыми показались лишь песенка, в русскоязычно варианте известная как "Чарли", и зажигательный номер из "Ночей Кабирии" - так интереснее незнакомую и малоизвестную музыку слушать, во всяком случае на концерте в Риге - шлягеры я и без того знаю, и в другом месте погу услышать, а хочется, пока есть возможность, узнать что-нибудь новое для себя. Как когда-то, больше десяти лет назад, когда мне удалось сделать большое интервью (потом бывали и другие, но не столь значительные) интервью с Раймондом Паулсом и пообщаться с ним лично:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/513213.html

Отдельный предмет для восторга - наблюдение за латышской публикой, которое не может мне наскучить. В последние годы для любого концертного и театрального зала Москвы нормальная картинка - частокол айфонов, настроенных в видео- или фото-режиме и направленный на сцену вне зависимости, выступает ли молодой пианист или траченый молью эстрадник, ну а смс-ки писать или сидеть в фейсбуке на спектакле, концерте, творческом вечере - самое милое дело. Находясь в Латвийском национальном театре, специально озирался вокруг постоянно и свидетельствую чистосердечно - ни на поклонах, ни тем более во время исполнения музыки ни один из зрителей-слушателей не то что не пытался снимать, фотографировать, что-то отправлять, читать - даже достать мобильник, чтоб элементарно глянуть часы, никому не приходит в голову! Не говоря уже о том, что опять, как и все предыдущие годы, за три театрально-концертных мероприятия в Риге (а это в общей сложности порядка семи с половиной часов чистого времени в залах, наполненных сотнями горожан!) я ни разу - ей-богу! - не слышал телефонного звонка! Утверждать, что любое театральное или музыкальное событие в Риге - что-то в мировом масштабе выдающееся, я бы не спешил, но рижская публика - уникальная (про Москву неохота лишний раз и вспоминать, но недавно на "Риголетто" в мадридском "Театро Реаль" испанцы разговаривали в голос, а впечатления от деда с орехами в нью-йоркском "Метрополитен" на "Носе" Шостаковича, уж сколько лет прошло, до сих пор живы и ярки).

Кроме двух спектаклей, один из которых не состоялся, и концерта Паулса я для себя ничего в Риге не планировал, ну то есть собирался до обратного автобуса погулять по городу, благо после метели накануне установилась достаточно теплая и сухая погода. Но благодаря главному администратору театра Гите я попал-таки на новую сцену Национального театра - жаль, что не на "Идиотса", как собирался, а на другой спектакль, начавшийся вскоре после окончания концерта. Про то, что в 15.00 будет спектакль, я знал, видел его в афише театра, но рассудил, что если пьеса незнакомая, то смотреть ее на языке, который я, увы, не понимаю, смысла нет, и лучше прогуляться. Но разговорившись с Гитой, я понял, что пьеса-то мне вполне известна - это ж "Несравненная" Куилтера! Она вообще довольно-таки популярна явно более объективно заслуженного (я и в Мадриде видел название на афишах), а в Москве ее несколько лет назад поставил Виктюк - по-моему, с репертуара Театра Виктюка ее благополучно сняли, но посмотреть спектакль я успел. Другое дело, что Роман Григорьич, по обыкновению, превратил немудреную бродвейскую комедию в то, что называется "аццкий трэш", у него и горничную-мексиканку играет чернокожий Иван Иванович, а в роли безголосой певицы Флоренс Дженкинс выступает на правах примадонны Дмитрий Бозин:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2752587.html

В сравнении с тем, что творит Бозин у Виктюка, героиня рижского спектакля можно сказать что "поет" - разумеется, скверно, смехотворно, как и предполагает сюжет пьесы, но не настолько чудовищно, чтоб все внутри переворачивалось, как от бозинского мяуканья. Во втором действии, когда Флоренс выступает в Карнеги-холле, она исполняет в испанском костюме "Клавелитос" и швыряет в зал гвоздики - но мы знаем и настоящих, не из комедий, таких певиц, которые не то что цветами - туфлями в зрителей швыряют, считаясь, однако, примадоннами мировой оперы, и даже гражданство в ЕС получают вне очереди. Так что Флоренс в исполнении Даче Бонате - совсем не фрик, после Бозина уж точно, ну немножко эксцентричная, ну очевидно бездарная - но ведь главное, чтоб человек был хороший! Собственно, мне показалось (хотя и зная содержание пьесы, все равно наверняка судить о спектакле на незнакомом языке затруднительно), что постановка Валдиса Луриньша - именно об этом. Если Виктюк привычно пускался в философию творчества, которая для него неотделима от философии страсти, и даже на материале столь непритязательном умудрился сделать вывод о том, что подлинное искусство - в душе человека, даже если он петь совсем не может, музыка звучит у него внутри, настоящая, чистая музыка только в душе и звучит: то спектакль Латвийского национального театра более мелодраматичен и скорее рассказывает историю о том, что для молодого аккомпаниатора Косме, поначалу приходящего в ужас и от пения Флоренс, и едва ли не больше от того, что она неспособна адекватно оценить свой вокал, а ближайшее окружение лишь поддерживает ее иллюзии, постепенно становится более важным человеческое отношение к героине, и он уже, в ущерб, казалось бы, своему таланту и профессии, тоже начинает помогать ей и дальше "заблуждаться". В связи с таким подходом к сюжету Флоренс и Косме в постановке Луриньша оказываются персонажами как минимум равноправными, и у молодого, пополнившего труппу в прошлом, 2015-м году актера Улдиса Силиньша тоже появляются возможности показать себя "бенефициантов", он играет на рояле (по-настоящему, и очень неплохо), танцует, ну и еще его герой выступает в пьесе как рассказчик - у Виктюка ту же роль исполнял необыкновенный Игорь Неведров, но режиссерская мысль была сконцентрирована на героине, и Бозин своим, как бы помягче выразиться, "неконтролируемым гротеском" утонченного Неведрова напрочь забивал. Уже на поклонах режиссеру вынесли подарочный торт - накануне он отметил 65-летний юбилей. Мне сказали, что когда-то Валдис Луриньш стал для латвийского театра одним из заметных новаторов, имел статус примерно как Херманис сегодня. Но "Несравненная" - спектакль, по большому счету, обыкновенный, немудреный, и вероятно, таким и задумывался - взять бродвейскую пьесу, по-европейски аккуратно ее оформить (само собой, колорит - строго ЧБ, предметы мебели до антракта затянуты белой тканью, вместо выгородки - зеркальные шкафы, в финале героиня в "ангельском", нарочито "карнавальном" костюме (вот этот момент у Виктюка похожий) удаляется в открывшуюся нишу, тоже зеркальную.

В результате если не по названиям, но по количеству мероприятий изначальный мой план оказался выполнен - правда, хотя бы заглянуть и с четверть часа пройтись в Старой Риге я уже не успевал. А уже в автобусе (где при всех неудобствах, надо отдать должное, до границы с РФ кое-как ловится беспроводная сеть) через фейсбук получил уведомление, что Женя Худяков приглашает 19-21 февраля в "Спутник" на премьеру... "Идиота"! Еще одного, вдобавок к тем, о которых я знаю или которые уже видел. Само собой, тот "Идиот" вряд ли столь же интересен, каким мне предполагается постановка Наставшевса, но, с другой стороны, до "Спутника" все-таки ближе и удобнее добираться, чем до Риги.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments