Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Омерзительная восьмерка" реж. Квентин Тарантино

Смотрел в два приема, но так сложились обстоятельства, а не потому, что почти три часа кряду в один присест вытерпеть невмоготу. Эксцентричное действие с участием персонажей один другого колоритнее - довольно увлекательный аттракцион, но именно что аттракцион, не больше и не меньше. Когда-то С.Ю.Юрский в сердцах назвал "Убить Билла" "мещанской мелодрамой", это он по привычке пытался найти что-то у Тарантино серьезное, значительное, осмысленное, не нашел и обиделся. А Тарантино - это картиночные виды, кукольные герои (хотя снято и сыграно может быть все очень "живенько" при этом) и ничего кроме, от первой до 173-й минуты, от снежных пейзажей в духе Рокуэлла Кента до чтения умирающими от кровотечения последними оставшимися в живых персонажами фальшивого письма Линкольна. Причем в предыдущих фильмах меня это напрягало сильнее, чем в "Омерзительной восьмерке", а "Восьмерка" хотя бы веселая, и вроде все то же - последняя возможность на материале ретро-вестерна назвать афроамериканца ниггером, вздернуть в петле бабу ну и вообще разбрызгивать фонтанами искусственные мозги, не опасаясь упреков в расизме, сексизме, а наоборот, получать лишь одобрения и поощрения, собирая кассу.

Вскоре после завершения гражданской войны через снега Вайоминга, значит, едет "охотник за головами" Джон Рут (Курт Рассел) и везет в Ред Рок на суд и повешение пойманную бандитку Дейзи Домергу (моя любимая Дженифер Джейсон Ли!), за которую, живую или мертвую, обещано десять тысяч долларов - но не зря Джона прозвали "вешателем", он пойманных преступников доставляет к виселице в добром здравии. Метель усиливается. На дороге ему встречается сначала чернокожий "коллега", бывший майор армии северян Уоррен, якобы состоявший в переписке с Авраамом Линкольном (Сэмюэл Л.Джексон - самая яркая фигура в блистательном ансамбле, и не только благодаря вычурному костюмчику и напыщенному виду, актерская работа фантастическая сама по себе), везущий три бандитских трупа подешевле, а затем подсаживается еще и бестолковый новоизбранный шериф Ред Рока Крис Мэнникс (уморительный Уолтон Гоггинс). Из-за разыгравшейся метели компании предстоит остановиться в "галантерее Минни", подобии постоялого двора и придорожного бара, единственного на всю округу. Там попутчики вливаются в общество, уже собравшееся погреться у огня - правда, вместо Минни, будто бы уехавшей навестить маму, гостей принимает оставшийся на хозяйстве незнакомый мексиканец Боб. Первым делом черный майор убивает белого генерала, спровоцировав его историей о том, как он, воевавший за северян негр, обманул и "опустил" генеральского сына. Потом от отравленного кофе погибает Джон Рут. А майору отстреливает яйца прятавшийся в подвале брат Домергу (Ченнинг Татум) - это он вместе с подельниками (Майкл Мэдсен, Тим Рот) убил Минни и ее "персонал", планируя вызволить сестру-бандитку из плена. Ранен и шериф, но шериф с майором не сдаются, успевая и перестрелять бандитов, и вздернуть, прежде чем сдохнут от потери крови сами, виновницу всех несчастий.

Короче говоря, все герои изображают кого-то не того, кем в действительности являются - и на этом строится, в отсутствии реального сюжета, драматургия фильма. Липовая фабула, фиктивные персонажи - но и фильм в целом не то, что кажется, а зная эти правила игры, предлагаемые Тарантино, удовольствие от него получить очень даже можно. Особенно если не цепляться за "логические неувязки" вроде того, что в четвертой главе "У Домергу есть секрет" (а для пущей условности картина разбита на главы и сопровождается закадровым текстом - в оригинале читает автор, то есть Тарантино) персонаж Сэмюэла Л.Джексона догадывается, что хозяйка заведения не уехала, а убита, потому что мексиканцу Минни никогда бы свое дело не оставила, и еще два с половиной года назад у нее висела над баром табличка "мексиканцам и собакам вход воспрещен", впоследствии ее сняли потому, что Минни стала пускать собак. А в следующей главе "Четыре пассажира", где рассказывается о событиях, предшествующих появлению в "галантерее" Джона, Уоррена и Мэйси, можно видеть, с каким радушием чернокожая толстуха Минни принимает своих убийц, включая мексиканца Боба, его ничуть не менее искренно, чем остальных бандитов во главе с персонажем Татума. Но ловить Тарантино на подобных несообразностях - все равно что пенять карусельщику на то, что у него лошадки деревянные. Ну да, деревянные - на то и карусель. Зато едут быстро, ветер за ушами свистит, дух захватывает - все как обещали. Вот только едут по кругу и останавливаются там же, откуда тронулись. А лично я предпочел бы не просто испытать эрзац острых ощущений и позабавиться, но еще бы и приехать куда-то, в незнакомое место, что-то новое для себя открыть. В путешествие - с другими режиссерами, не с Тарантино.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment