Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Возвращение" в МЗК, "Alla zingaresa": Гайдн, Лист, Кастельнуво-Тедеско, Дворжак, Брамс

Первые музыкальные ассоциации с цыганскими мотивами - это, конечно, Бизе, Равель, Сарасате, жестокий романс про мохнатого шмеля - и ничего такого, разумеется, в программе "Возвращения" на заявленную тему не было. Зато было изумительное три Соль мажор "Цыганское" моего любимого Йозефа Гайдна. Собственно, Гайдн в списке авторов вечера для меня стал главным манком, и хотя по объему соната невелика, к тому же "цыганского" в ней только финальное рондо, а вариации первой части и лирическое адажио второй вполне классические, предвкушения оправдались полностью. Удивительно, как это Гайдну удавалось, эксплуатируя национальный колорит (не говоря уже про свои сугубо авторские "примочки", способные и по сегодняшним понятиям удивлять), оставаться в канонах классицизма, им же, впрочем, и сформулированных: при всей эмоциональности финала музыка рондо ничуть не менее изысканная, чем первых двух частей. Правда, Ксения Башмет, на мой взгляд, играла недостаточно четко, не хватало резкости, внятной артикуляции, сплошные и однозначно избыточные, неуместные легато; но все равно трио Гайдна - одно из открытий вечера.

Если на Гайдна я изначально рассчитывал, то в целом программа второго из четырех вечеров "Возвращения-19" казалась сомнительной за счет слишком хорошо известных сочинений - а музыка, которую я не знаю, привлекает меня гораздо сильнее уже знакомой и даже любимой (в этом смысле, кстати, чем хорош Гайдн - его наследие огромно и в нем масса "нового", к тому же как раз в его эпоху исполняли только свежесочиненную музыку, а старую забрасывали до лучших "романтических" времен, оттого и писали в промышленных количествах, по сей день не переиграть и не переслушать). Тем неожиданнее, что самые яркие впечатления от концерта по факту оказались связаны с Венгерской рапсодией № 14 Листа и с Первым фортепианным квартетом Брамса, опусами хрестоматийными, шлягерными. Яков Кацнельсон меня своим Листом восхитил - необыкновенная энергия, но не расплесканная напоказ, а внутренняя, сдержанная, как напряженная пружина. Брамса, которого я не особенно люблю, сыграли блестяще. Зато "эксклюзивные" вокальные вещи немного разочаровали.

Марио Кастельнуово-Тедеско - американский композитор итальянского происхождения, вроде бы известен больше киномузыкой, хотя к каким знаменитым картинам он создал саундтреки, мне выяснить не удалось. Сочинял он и балеты с операми, а в 1951 году написал "Цыганское романсеро" (Romancero Gitano) на семь стихотворений из цикла Федерико Гарсиа-Лорки 1920-х годов для хора в сопровождении гитары. С гитарой у меня взаимоотношения, мягко говоря, непростые, и оценивать работу Дмитрия Илларионова я никак не могу, что же касается камерного хора Гнесинского колледжа - пели-то они чистенько, но то ли это музыка такая слащавая, то ли сама техника вокала здесь требуется иная, а только звучало итало-американо-испано-"Цыганское романсеро" как "прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко": ровно, спокойно, с минимальными и чересчур аккуратными кульминациями, кое-как пробившейся эмоцией в скупом мужском соло (лишь в одном из семи номеров), иногда в гитарной партии, но хор, и особенно женская его часть, пребывал в сладкой неге и никакими цыганскими, испанскими или хотя бы итальянскими страстями не поразил.

Интересовала меня и другая диковина - "Цыганские песни" Дворжака, написанные на тексты чешского поэта-дилетанта по заказу из Вены, поэтому, вероятно, на немецком языке. Пение Дарьи Телятниковой не шокировало ограниченностью вокальных возможностей и недостатками техниками, как на первом концерте фестиваля, где она выступала с арией Генделя из "Ринальдо", в верхнем регистре голос звучал даже вполне приемлемо (благодаря чему относительно востребованная концертной практикой четвертая из семи песен более-менее удалась), в нижнем хуже, и с переходами возникали проблемы - по такому варианту составить мнение о музыке - как минимум любопытной - оказалось затруднительно. В качестве бонуса получил от Романа Минца диск с записями - среди прочего - Елены Лангер, о которой у нас зашла речь еще в связи с прошлогодним "Возвращением".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments