Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Возвращение" в МЗК, "Вариации": Дюпор, Моцарт, Бетховен; исп. Андрей Гугнин, Яков Кацнельсон и др.

Фестиваль, для начала, можно поздравить с возвращением в МЗК после прошлогодних концертов в Рахманиновском зале - причем в отремонтированный МЗК, освободившийся от невыносимо скрипучих кресел (правда, не от невыносимо звонящих мобильников и не от невыносимо кашляющих стариков, но другой публики нет и не будет). На общем фоне развлекательно-увеселительных программ даже в академических залах "Возвращение" снова предлагает концептуально продуманные вечера, наполненные по большей части абсолютно раритетными произведениями - это тоже фирменная "возвращенческая" фишка. Ну и состав исполнителей соответствующий, пусть в первом концерте и не все прошло одинаково ровно.

Но открывая первое отделение, изумительно сыграл сонату Жан-Пьера Дюпора для облигатной виолончели и басссо континуо виолончельный дуэт: Евгений Тонха (в последний момент заменивший Павла Сербина, порезавшего палец) и Петр Кондрашин. Трехчастная ля-минорная соната особенно поразила прозрачным и печальным, при этом что это в любом случае придворная, салонная музычка, звучанием первой части, дальше, в медленной второй и в финале, настроение постепенно просветляется, а в первой заложена такая изысканная, пусть и скорее стилизованная, "игровая" печаль, что предполагает отнюдь не тоску, но успокоение, некую расслабленность.

А затем вышел Андрей Гугнин с моцартовскими фортепианными Вариациями на тему менуэта Дюпора. Общая тема вечера - "вариации" - объединившая все концертные номера, тем не менее позволила составить программу и разнообразную, удивительно разноплановую (от Моцарта и Бетховена до малоизвестных, почти не исполняемых авторов 20-го века), но и среди этой роскоши Моцарт от Гугнина для меня стал главным событием. Вот поразительно - в декабре мне довелось присутствовать на трех концертах Дебарга, из них два сольника, и слушал я его с интересом, но помимо того, что мне подход Дебарга в принципе не близок, ужасно напрягает всеобщая вокруг его персоны экзальтация, складывающийся культ (а где культ - там и бизнес, это понятно). Ну если уж так велики запасы нерастраченной восторженности, не проще ли (в организационном плане, хотя бы), не дешевле ли приложить их к кому-то другому, вот хотя бы к Андрею Гугнину? Хотя он и участвует в "Возвращении", но пока еще ему неоткуда "возвращаться" (а зря затягивает, между прочим), и так, как он сыграл Моцарта - ну я не знаю, кто бы еще мог. В последнее время есть тенденция Моцарта либо пускать на засаленные соплями кружева, либо, как Дебарг, превращать в импрессионистическое марево - такой подход считается "утонченным". У Гугнина же Моцарт - простой, четкий и строгий, с кристально ясными ритмическими и мелодическими формулами, нотка к нотке, никаких "манер" и надуманных "изысков" с растянутыми на три такта импровизационными паузами. Впрочем, и то, что на Гугнина из первого ряда не наставлены частоколом фотомобильники - только к лучшему и для него самого, и для музыки.

Дмитрий Илларионов играл на гитаре каприс Паганини № 20, специально для гитары написанный на тему из "Дон Жуана" Моцарта. И хотя гитара как предмет у меня вызывает отторжение (слишком прочно ассоциируется с бардовской песней, а КСП наряду с двумя другими китами провсовтехинтеллигентской субкультуры, КВН и ЧГК, я не переношу на дух), гитарная вещица Паганини на моцартовскую мелодию забавная, да и вообще любопытно, что Паганини пусть и не выступал как гитарист, но много опусов для гитары сочинил, оказывается - так, между делом, для "тренировки". А завершал первой отделение квартет разнокалиберных саксофонов с вариациями Йозефа Горовица на тему Паганини. Горовиц - британский композитор, уроженец Вены, тема для квартета - конечно, из самого хитового каприса, но варьируется столь изощренным образом и в разной стилистике, от барочной до джазовой, что выходит презанятно.

И уж совсем по рубрике "музыканты улыбаются" можно было провести открывавшие второе отделение "Вариации слона" нидерландского автора еврейско-венгерских корней Гезы Фрида, взявшего за основу вальсовую тему из "Карнавала животных" Сен-Санса, в свою очередь заимствованную из "Осуждения Фауста" Берлиоза: с инструментальным ансамблем под управлением Филиппа Чижевского солировал на контрабасе Григорий Кротенко, которому, по-моему, сколь блестяще удалась сольная партия (изобилующая непростыми пиццикато и глиссандо, да и вообще требующая от контрабасиста впридачу к виртуозной технике и физической подготовке еще и вкуса, и чувства юмора), столь же трудно было не рассмеяться во время исполнения - пьеска ироническая и по сути это юмористический музыкальный перформанс, тем не менее участники "Возвращения" сумели удержаться от балагана, не в ущерб заложенной автором иронии остаться в рамках академического формата.

Еще одна редкая штучка - Вариации на тему Бетховена (из 3-й части 18-й сонаты) Сен-Санса для двух фортепиано, но, к сожалению, Ксения Башмет и Фредерик д'Ориа Николя в дуэте выступили недостаточно слаженно, да и играли грубовато. Зато намного более удались такие же незаигранные бетховенские 12 вариаций на тему из оратории Генделя "Иуда Маккавей" для фортепиано и виолончели Якову Кацнельсону и Евгению Тонха, вместе с гугнинским Моцартом этот Бетховен, на мой взгляд, "сделал" вечер. Тем обиднее, что завершился он не слишком эффектно: меццо-сопрано Дарья Телятникова пела арию Ринальдо из одноименной оперы Генделя. Может, оттого, что за последнее время доводилось слышать барочный вокал в самых выдающихся его проявлениях, пение солистки, причем после отменного вступления инструментального ансамбля, едва ли возможно было счесть хотя бы приемлемым - с криком, придыханиями, срывами... Но не считая "кляксы" под самый конец, открывший нынешнее "Возвращение" концерт все-таки предложил немало музыкальный "открытий", и по исполнительскому мастерству в целом соответствовал планке, заданной качеством программы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments