Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Возвращение" А.Платонова в МХТ им. А.Чехова, реж. Ю.Еремин (фестиваль "Черешневый лес")

"Всякая любовь происходит от нужды и тоски. Если бы человек не нуждался и не тосковал, он никогда не полюбил бы другого человека".

Бросив дела, мчусь к МХТ на всех парах, прибегаю даже не совсем впритык - и натыкаюсь на объявление при дверях: "Спектакль "Возвращение" в 19.00 отменяется". Аут. Не так жалко спектакля (в конце концов, не привозной, репертуарный - можно и потом сходить), сколько времени потерянного и сил. Уже поворачиваюсь, чтобы идти обратно - и замечаю на мхатовской "завалинке" приглашавшую меня пиар-менеджера "Боско": "А вы что, не знали, что начало в шесть?" Я не знал - мне же никто не сказал, в афише "Черешневого леса написано: в семь. Ну ладно, снова разворачиваюсь - и:
- Да вы идите, досмотрите! Он все равно без антракта!"
- А что смотреть-то, без начала?"
- Ой, да там такой спектакль... Вы все поймете!"

В принципе, что касается сюжета - я действительно все понял. Благо Платонова более-менее знаю, раннего, конечно, лучше, чем позднего, а "Возвращение" - это совсем поздний Платонов. (Боже мой, сколько нам наша преподавательница по современной русской литературе Татьяна Петровна про этого Платонова рассказывала, какие трехмерные схемы его художественного мира рисовала - страшно вспомнить). Короче говоря, Алексей Иванов (Алексей Гуськов) оставляет свою возлюбленную военных лет, чтобы вернуться к жене и к детям, у него двое - мальчик и девочка. Но вернувшись, видит, что младшая его практически не помнит, а сын из всех сил изображает "взрослого мужчину" - тиранит и сестру, и мать. Отца им за военные годы заменил "дядя Семен" - у Семена Евсеевича погибла жена и трое детей, у Ивановых от "отогревался" душой. Но помимо Семена, жена была близка с другим мужчиной - инструктором комитета партии при профсоюзе кирпичного завода, где она работала в войну и продолжает работать теперь. Предательства жены Иванов простить не может и решает вернуться к брошенной своей возлюбленной. Однако увидев бегущих возле поезда своих детей, спрыгивает на ходу и остается.

Неплохой вроде бы спектакль: и по интонации (сдержанный, непафосный), и по организации сценического пространства (дом Ивановых пополам "разрезают" рельсы - жизнь разделила железная дорога, дорога войны, дорога судьбы). Но не оставляет ощущение: не хватает чего-то. Не лишнее (хотя плазменный экран, дающий то крупные планы геров, то воспоминания Иванова - явно неуместный в "бытовом" пространстве постановки предмет; читающий за экраном, как за пюпитром, текст от автора Олег Табаков, похожий на лектора - тоже не нужен здесь, по-моему). Но именно - не хватает. Измерений в этом спектакле явно меньше, чем предполагали те схемы платоновского мира, которые мы рисовали на лекции. Плоский спектакль. Без глубины. Без тоски, без нужды. Стало быть (по Платонову) - и без любви. Ну вернулся человек с войны, а жена в это время пыталась жить без него с двумя детьми, как могла, оставаясь и женщиной, и матерью - мужик обиделся (хоть сам не без греха), потом ради детей прости - мало ли? Се ля ви. Чего только между людьми не бывает.. Можно, конечно, и так ставить, играть, читать, смотреть. (Тем более - прилично играют, нормально читают - если про Табакова говорить, да и смотрят с интересом). Только ради такой задачи стоило ли с таким материалом связываться? Не лучше ли было мелодраму взять итальянскую, еще одну? Или я просто не все понял?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments