Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

сладострастная отрава: "Бунтари" в МХТ, реж. Александр Молочников

Прошлогоднее музычно-драматычное шоу Молочникова "19.14", приуроченное к столетию начала Первой мировой войны, при несомненном зрительском, коммерческом успехе в художественном плане мне показалось отнюдь не бесспорным достижением:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2970328.html

Насколько успешен с точки зрения продаж билетов окажутся "Бунтари" - не знаю, но думаю, с этим все будет в порядке, благо и репутация у Молочникова уже имеется, и сцена по прежнему малая. Но для меня "Бунтари" - сочинение гораздо более интересное, чем "19.14", более "взрослое", что ли, при явном сходстве форматов и отчасти мотивов.

О том, что Молочников (автором идеи постановки обозначен в выходных данных Александр Молочников-старший, о котором, признаться, известно куда меньше, чем о "младшем") замешал декабристов, народовольцев и участников передачи "Музыкальный ринг" конца 1980-х годов в некий, как он сам указал, "джем-сейшн" и "адский трэш", можно узнать уже из аннотации на сайте театра. На самом деле "Музыкальный ринг" и его герои, Гребенщиков, группа "Ноль" и некоторые другие, проявляются в действии спорадически, отдельными вставными номерами либо упоминаниями в других "сюжетных линиях". Тогда как сначала народовольцы, а затем и декабристы (в таком, "обратном" порядке) последовательно составляют более-менее развернутые сюжетные линии, пускай и в самом деле "трэшевые", поскольку признаки разных эпох, веков и стилей переплетаются в них по видимости произвольно. Чем мало кого сегодня удивишь, конечно, но если Богомолов, особенно в недавних "Мушкетерах", тот же метод использует исключительно рационально, выстраивая из разнородных элементов очень жесткую формальную конструкцию, то для Молочникова принципиальна нарочитая спонтанность сочетаний советских эстрадных шлягер, цитат из Пушкина и исторических событий, переложенных шершавым языком КВНа, СТЭМа.

Признаться, мне не хватило "большевистской" линии - коль скоро дошло до народовольцев и декабристов, то большевиков, ошельмованных в истории куда больше предшествующих им поколений революционеров, и подавно можно было бы включить в композицию как-то более весомо, не ограничиваясь пародией на бородатую "троицу" Маркс-Энгельс-Ленин. Молочников, однако, большевиков не трогает. Сквозным героем "народовольческой" линии поначалу становится Герман Лопатин, но вскоре на первый план выходит Сергей Нечаев, которого играет (среди прочих второстепенных ролей - а актеры меняют образы постоянно) недавно попавший в МХТ выпускник курса Крымова-Каменьковича и уже успевший сам дебютироваь в режиссуре сомнительными "Игроками" Александр Кузнецов. Колоритным и карикатурным Бакуниным присоединяется к нему попозже Денис Бургазлиев, он же - царь Николай в декабристской "линии", тождественный заодно и Александру. Вообще "двойники" в "Бунтарях" правят бал, и кто против кого (не говоря уже "против чего") бунтует - не разобраться: крепостники - против крепостного права, дворяне - против дворянской монополии на власть, царь наследующий участвует в убийстве царя правящего, родного отца, и все непременно за народ, вот только народ - против тех, кто собирается убивать и умирать за его "волю".

То есть взгляд Молочникова на заявленную проблему и на историю в целом вполне здравый, как мне показалось. Сумбур же мероприятия объясняется в меньшей степени непродуманностью концепции, а в большей - сознательной ставкой на плакатность, доходчивость, уровня порой откровенно самодеятельного. При том что у Молочникова при создании драматургической композиции спектакля были соавторы - Александр Архипов в одной из сцен и небезызвестный Михаил Идов сразу в нескольких ключевых. Но если оценить вклад литераторов со стороны в самодеятельную пьесу затруднительно, то специфический кастинг свидетельствует сам за себя. Помимо актеров молодежной труппы МХТ, уже участвовавших в "19.14" - Артема Быстрова (здесь его, правда, совсем мало) и Артема Волобуева (а вот ему достался в "декабристском" сюжете условный Рылеев, противостоящий не менее условному Пестелю-Павлу Ворожцову) задействованы Денис Бургазлиев, Евгений Сытый, а также Григорий Сиятвинда - последний воплощает откровенно фарсового Пушкина, примеряющего кислотно-яркий парик, катающегося на роликов и сыплющего собственными поэтическими строками, легко переходя от хрестоматийных фраз из "вольнолюбимой лирики" до навязших за последнее время в зубах максим проимперских, промонархических. То есть и Пушкин-Сиятвинда, при всей его фарсовости - тоже фигура двойственная, одновременно и "бунтарь", друг декабристов, и лояльный гражданин, мирный, верный царский слуга. Да ведь и царь, будь то Николай, Александр или даже безуспешно пытавшийся покинуть революционную Францию король Людовик Шестнадцатый (среди прочих персонажей Ростислава Лаврентьева в монологе, потоке сознания короля, отправленного вскоре на гильотину, Лаврентьев особенно примечателен) - неоднозначная по своей природе сущность, в нем, может, "вольнолюбия" не меньше, чем в декабристах и народовольцах, а мудрости пожалуй что и побольше, но и царь, подобно своим подданным, что дворянам, что разночинцам (до чего жаль все-таки, что не охватили большевиков!) несвободен.

Другое дело, что как интеллектуальные ребусы Молочникова не отличаются изощренностью, присущей "трэш-эпосам" Богомолова (видеофрагменты из телевизионных бесед Лотмана о декабристах тут не помогают), так и историческая, психологическая, тем более метафизическая глубина проникновения в материал (вспомнить хотя бы гениальную постановку Камы Гинаса "Казнь декабристов", с которой "Бунтари" в чем-то поверхностно перекликаются) Молочникову не свойственна, равно как не дается ему и своеобразная точность попадания в суть характеров "бунтарей", как вышло это у Ди Капуа в посвященной народовольцам фантазии "Жизнь за царя":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3074543.html

Да едва ли Молочников и сам движется "вглубь" - скорее "вширь", и волнует его не столько тонкость или точность, сколько яркость образов, сюжетов, общего замысла. Характерный момент: декабристы, формулируя свою мечту о справедливом устройстве общества и государства, дословно воспроизводят михалковский гимн СССР! Можно поспорить об уместности приема - но он однозначно запоминается. Оттого "Бунтари", несмотря на, если разобраться, "антибунтарский" посыл (по крайней мере бессмысленность и беспощадность любых "бунтов" в России здесь очевидна, в лучшем случае "бунт" может породить что-то творчески неординарное, и то без гарантий), получились мероприятием в буквальном смысле энергичным, динамичным, громким - шумим, братцы, шумим (кстати, "Горе от ума" тоже идет в дело наряду с "Евгением Онегиным"). Но хотя бы громкость звука Молочников готов противопоставить "задушевным", "излечивающим душу" русским романсам, что в одной из первых сцен "Веранда" поют при вернувшемся из Швейцарии будущем народовольце Лопатине его благонамеренные родственнички. Этот "русский романс", кстати, украшающей дворянское чаепитие - образцовая советско-бардовская гниль "Сладострастная отрава - золотая Бричмула" (в общем-то, такой выбор - радикальнее, даже круче, чем "Милая моя, солнышко лесное", эффектно, но лобово использованное Сигаревым в "Стране ОЗ" при демонстрации полного - вкусового, интеллектуального, сексуального - убожества интеллигентского типа), напоминающая, что не только "креативные" бунтари, но и инертное консервативное "болото", из которого они будто бы стараются выбраться и вытащить пресловутый "народ" одинаково ничтожны в любые века, да и во всем остальном различия между ними меньше, нежели сходства. Про то, кстати, имеются премилые стишки под названием "На случай отравления надеждой", автор которых, увы, на старости лет собственным примером лишний раз позорно подтвердила точность своих выводов:

Как только дух бунтарства
Добьётся своего,
Он духом станет барства -
И больше ничего!..

И самый жуткий барин
Выходит из того,
Кто жутко был бунтарен -
И больше ничего!..

И наглым духом барства
Он будет нагло смел, -
Ведь пухом был бунтарства,
Пока не поимел...

О барынях бунтарских
Молчу, молчу, молчу!..
В стране кошмаров барских -
Раздолье психврачу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments