Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

оркестр Sinfonia Varsovia в КЗЧ, дир. Кшиштоф Пендерецкий: Прокофьев, Пендерецкий, Дворжак

Из ныне живущих композиторов мирового масштаба, которые одновременно еще и активно концертирующие дирижеры, причем исполняющие не только собственные сочинения, Пендерецкий в Москве бывает, пожалуй, чаще других (да и какие другие-то сюда залетают?), хотя все равно не примелькалься, с чем несколько лет назад был связан забавный случай: пан Кшиштоф во время очередных гастролей посетил Большой театр как зритель, там передовая интеллигенция издалека приняла его, сидящего в ложе бельэтажа, за председателя Центризбиркома Чурова и стала кричать "волшебник, отдай наши голоса" - тогда как раз в моде были "протест" и "демократия", сейчас это как-то отошло. С варшавским оркестром Пендерецкий тоже приезжал, я хожу на него не каждый раз (он даже в Кремлевском дворце играл - ну не идти же!), а все-таки присутствовал на выступлении в Колонном зале в рамках почившего вместе с протестами и много чем еще (удивительно не то, сколько всего перестало существовать, а что еще не все исчезло - ну да это дело ближайшего времени). Тогда Пендерецкий объединил в программе собственный опус с симфонией Шостаковича, явно по принципу творческой близости - получилось невнятно и нудновато:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2023774.html

Сейчас другое дело: Пендерецкий шел в комплекте с Прокофьевым - теперь уже по принципу контраста. В первом отделении звучала Первая "Классическая" симфония Прокофьева, а вслед за ней - концерт для скрипки и альта самого Пендерецкого. То есть сначала, сверх программы, как бы в память о жертвах мусульманского террора, Пендерецкий открыл вечер собственного сочинения "Чаконой". Но приезжая в Россию, нельзя не вспоминать, в первую очередь, о жертвах православного террора, в том числе о миллионах убитых и замученных русскими за многие века поляков, и "Чакона" как раз - посмертное посвящение Иоанну Павлу Второму, дописанное композитором десять лет назад для струнного оркестра в дополнение к главному опусу Пендерецкого, Польскому реквиему. То есть миниатюрка вроде как дважды трагическая по пафосу, однако на деле - милая, мелодичная монотематическая концертная пиеса в форме вариаций, где подлинной трагедии нет, а есть в лучшем случае смирение, если не любование бессилием цивилизованного христианина перед варварством, несущим гибель.

Но дальше все пошло интереснее, потому что такого неординарного исполнения Первой симфонии Прокофьева слышать мне не приходилось. Наконец-то я смог оценить и уровень оркестра Sinfonia Varsovia - великолепный (в прошлый раз это понять оказалось затруднительно), но главное - неожиданный подход Пендерецкого к не слишком ему близкому, как мне представляется, материалу. Пендерецкому удалось найти очень тонкую грань между "классической" и модернистской сущностью симфонии, показать изощренную, но при этом ненатужную стилизаторскую игру Прокофьева со стилем и структурой венского классицизма, избегая уклона как в собственно "классику", так и в модерн, а сохраняя баланс между почтением и иронией к выбранному Прокофьевым для своей первой симфонии, как сказали бы сейчас, "формату": за счет прежде всего насыщенной динамики в рамках практически каждой отдельно взятой фразы (это чисто "модернистский" момент, у Гайдна такого быть не может, конечно), а также необычайно быстрого темпа в 3-й части, гавоте - очень непривычно он слушался, раза в полтора бодрее общепринятого, так что слегка стерся темповый контраст между 3-й частью и финалом, но вышло все равно убедительно.

И после Прокофьева уже снова вернулся Пендерецкий к собственному творчеству. Солисты экстра-класса, одни из лучших в своей возрастной и инструментальной категории - Никита Борисоглебский (скрипка) и Максим Рысанов (альт). При этом музыка Концерта для скрипки и альта Пендерецкого - номинально современная, а в сущности, однозначно, вчерашняя по меркам 21-го века: Пендерецкий - запоздалый модернист, причем ориентированный не на неоклассику, как Прокофьев в молодости и потом в поздней зрелости, а на неоромантические клише - понятно, что такой язык в целом морально устарел, и хотя Концерт хорош, и исполнен был отлично, невозможно делать вид, что такое искусство актуально - а в то же время и не скажешь, что оно вне времени (как Шнитке или Пярт, скажем), оно просто отстало от времени, хотя качество налицо, но в самом деле, больше подходит для саундтрека к фильмам Сокурова, чем для академического музицирования. Поразительно, что Пендерецкому-композитору, кажется, совершенно не свойственно, чуждо чувство юмора, иронии, игровое начало, хотя в прокофьевской симфонии Пендерецкий-дирижер ироничность интонаций гениальной музыки Прокофьева уловил и передал прекрасно, а когда задумал после исполнения своего концерта дать возможность солистам сыграть на бис финальный эпизод и Рысанов начал не с того места, которое обозначил Пендерецкий, маэстро весело и непринужденно его оборвал, легко "разрулил" ситуацию и со второго захода повторил окончание опуса к всеобщему удовольствию (и облегчению), то есть вовсе не возникает ощущения, что Пендерецкий по жизни мрачный, погруженный в себя пустопорожно философствующий старпер - но по его сочинениям только так и можно подумать.

Второе отделение целиком заняла Седьмая, не самая заигранная, по счастью, из поздних симфоний Дворжака. Поначалу у меня возникло ощущение, что Пендерецкий то ли хочет придать ей камерности, надуманной изысканности, превращая почти в салонное сочинение, то ли ему и оркестру в самом деле не хватает размаха, широты - а может быть это лично мне симфония слышится "широко", а Пендерецкий нарочно ее "сузил". Но в финале оркестр развернулся на полную катушку - в любом случае получилось интересно, а под конец просто очень здорово. Правда, похоже, у дирижера-композитора Дворжак отнял последние силы - мне показалось, на пюпитрах оркестрантов лежали ее какие-то ноты, но Кшиштоф Пендерецкий уже едва-едва раскланялся и дал музыкантам знак уходить. Честно говоря, меня программа тоже почему-то измотала, хотя кроме концерта Пендерецкого я за весь день нигде не мотался (что для меня редкость), и после уже никуда, даже в кино, не пошел. Вспомнилось, как я в самый первый раз слушал Пендерецкого и его музыку в авторском исполнении - это было почти восемь лет назад в БЗК, где Пендерецкий дирижировал своим мощным и мрачным Concerto grosso для трех виолончелей:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1090013.html

Тогда мне был интереснее Пендерецкий-композитор. Сейчас я бы сказал, что Пендерецкий-дирижер намного оригинальнее Пендерецкого-автора.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments