Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

вечер балетов Фредерика Аштона в МАМТе: "Рапсодия", "Вальс", "Маргарита и Арман", дир. Тимур Зангиев

Для меня Аштон - даже не вчерашний, а позавчерашний день балета, хотя номинально это и "современная хореография". Тем не менее премьерная программа его одноактовок интересна, хотя скорее как культурологический экскурс, нежели как актуальное событие, и в этом смысле была бы еще интереснее, если бы вместо "Маргариты и Армана" в нее включили что-нибудь поэксклюзивнее. Потому что уж "Маргариту и Армана" (1963) танцуют все, а на местной сцене она впервые была представлена, кстати, именно МАМТом, но еще в 2009 году, при прошлом, вернее, позапрошлом балетном руководстве театра. И Сергея Полунина в партии Армана видеть доводилось, причем совсем недавно - правда, не в спектакле Стасика и вообще не целиком спектакль, он танцевал фрагмент в рамках Бенуа де ла данс пару лет назад:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2569139.html#cutid1

Зато уже в текущем году Маргариту в полноценной одноактовке работала Лопаткина, и с очень неплохим иностранным партнером:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3061827.html

Так что на Полунина я не рвался, при том что он, помимо Армана, танцует еще и мужскую партию главного дуэта в "Рапсодии", а "Рапсодию" я раньше не смотрел. Это поздний, 1980 года, опус Аштона, по духу скорее ностальгический, по стилистике отсылающий годам к 1930-м-50-м. Бессюжетный, где-то перекликающийся с "Серенадой" Баланчина. В хореографии "Рапсодии" меня если что-то и зацепило, то в работе кордебалета - не парные танцы, а раздельные мужские и женские секстеты на фоне видеоинсталляции с облачным небом; у главной же пары в желтом (я смотрел Оксану Кардаш и Романа Полковникова) - разумеется, средний романтический "мажорный" дуэт. Но в "Рапсодии" МАМТа, поставленной на музыку Рахманинова, особую роль, как мне показалось, играет оркестр под управлением Тимура Зангиева. В музыковедческой, да и в музыколюбительской обывательской мифологии "Рапсодия на темы Паганини" Рахманинова, салонная, в сущности, штучка, почему-то считается произведением философским и глубоко трагическим. Зангиев же не пытается нагрузить ее концептуально, уходит больше в лирику, но при этом добивается от оркестра звучания поразительной чистоты, акварельной прозрачности - может быть, такой подход дирижера в какой-то степени обусловлен "прикладным" характером исполнения в данном случае, тем, что музыка остается частью театрального спектакля с собственной, первичной в данном случае драматургией, но так или иначе, а саундтрек, пожалуй, в Рапсодии преподносит сюрпризы, тогда как танец - ну обычный, симпатичный абстрактный танец.

Значима функция оркестра и в "Вальсе" - постановке 1958 года на музыку одноименной симфонической поэмы Равеля, но здесь все забивает оформление. Спектакль, надо признать, красивый, эффектный, но в основном за счет костюмов и сценографии с люстрами, занавесками, и, конечно, огромного - для бессюжетного опять-таки спектакля - количества задействованных исполнителей: три пары солистов плюс немаленький кордебалет, из которого, строго говоря, солисты выделяются лишь на короткие и не слишком выразительные эпизоды. В целом же - празднично, нарядно, можно сказать что и роскошно, но в то же время стильно, не помпезно, так что смотрится хорошо, глаз радует, не больше и не меньше.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments