Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Судьба барабанщика" реж. Виктор Эйсымонт, 1955

Режиссер Эйсымонт за четверть века карьеры, преимущественно создателя продукции "для детей и юношества" военно-патриотической, "воспитательной" направленности, славы большого художника снискал, сегодня самый известный его фильм - слюнявая, совковая экранизация пьесы Розова "В добрый час!", сделанная сразу после "Судьбы барабанщика", в 1956-м, в связи с недавним розовским юбилеем ее не раз повторили по ТВ. А вот "Судьбу барабанщика я не видел с тех пор, как младшеклассником смотрел его среди прочих старых лент, которые крутили по десять копеек после уроков в школьном актовом зале, причем с посещением сеансов в принудительно-добровольном порядке. Запомнился мне почему-то финал с забинтованным юным героем - может, потому, что я незадолго до этого сам лежал забинтованный и вскоре после того мне еще предстояли операции. В остальном шпионская история меня не увлекла, к тому же чем ближе движется сюжет к развязке - тем больше в нем невнятицы, и сейчас смотреть "Судьбу барабанщика" интереснее, чем тридцать лет назад, не ради фабулы уж точно. Теперь я, по крайней мере, знаю, кто такой Даниил Сагал (он появляется в первых и последних сценах в роли отца), что Валентину, неверную жену, мачеху главного героя, играет Алла Ларионова - ее героиня, конечно, не была агентом вражеских разведок, а всего лишь гуляла от мужа с другим и халатно относилась к обязанностям мачехи, невольно, но именно она стала виновницей ареста супруга, пытаясь избавиться от компрометирующего письма любовнику и вместе с ним выбросившего пакет секретных документов, за потерю которого ее мужа арестовали - а ведь еще у Чехова в "Дяде Ване" Вафля замечает, что тот, кто изменяет жене, может изменить и отечеству! После ареста мужа Валентина с любовником едет в Сочи, оставляя 12-летнего пасынка Сережу на произвол судьбы, от пионервожатой подросток скрывается и попадает в оборот мелкому жулику Юрке, тот его обирает и обманывает, а через его посредничество на барабанщика выходят уже и шпионы-диверсанты в лице подставного "дяди Васи", лже-брата Валентины, намереваясь раскрыть планы киевского инженера Грачковского, чьи документы и потерял отец Сергея. В Киеве Сережу нарочно знакомят с сыном Грачковского Славкой, а инженера пытаются убить.

Но как положено, убитый инженер оказывается всего лишь раненым, арестованный отец Сергея за полгода с лишним не только не расстрелян, но и освобожден, сам Сергей, пострадавший в перестрелке с шпионами-диверсантами, тоже выжил - барабанщик готов к новым подвигам. Мелькают в эпизодах Михаил Глузский - следователь, ведущий дело об исчезновении Сергея из Москвы, и Георгий Милляр, чей персонаж нужен лишь для комической краски - сын полусумасшедший старухи, у которой в Киеве останавливается "дядя Вася" с Сережей. Авторство сценария к фильму, если судить по титрам, принадлежит, как ни странно, самому Гайдару, но отдельной строкой в выходных данных упоминается как автор сценарной редакции Лия Соломянская - вторая жена писателя, причем к моменту публикации книги в 1939 году давно уже оставившая Гайдара и ушедшая к другому (это любопытно в связи с явными сюжетными параллелями), впрочем, связи они не прерывали, Лия Лазаревна была еще и матерью Тимура Гайдара, а повесть "Тимур и его команда" написана позже "Судьбы барабанщика".

Примечательно, что попыток "актуализовать" историю, передвинуть ее в послевоенный период не предпринимается, действие фильма, как и книги, происходит в конце 1930-х, а кино снято в 1955-м, и хотя выдержано в духе начала десятилетия, уже к его середине несколько запоздало: бравые разоблачители шпионов сами давно расстреляны, причем, что характерно, как шпионы (каковыми они не были, как и те, кого они сами разоблачали и расстреливали), Гайдара тоже нет в живых (кстати, обстоятельства его смерти весьма туманны), однако это не отменяет главного: пистолета под подушкой и боевого настроя. В самом начале - а первые сцены картины вообще самые интересные и знаковые, дальше уже начинается "жанр" - Сергей с отцом на рыбалке отдыхают, поют, и Сережа просит "солдатскую песню", а отец поет "Горные вершины спят во мгле ночной" и на недоумение сына отвечает, что песня солдатская, что солдаты шли горами, устали, и скоро отдохнут. Так же на вопрос о моряках и солдатах отец отвечает, что и моряк солдат, и командир тоже солдат. Вообще все солдаты, и песни все солдатские, потому что скоро война. Самый вопиющий - но характерный, симптоматичный момент: мачеха Сережи - вертихвостка и пусть безыдейный, но враг, в финале она символически оказывается в кабинете следователя на одной скамьей с жуликом Юркой и аферистом, старавшимся выкрасть секретный пакет, когда его полгода спустя обнаружила в мусорке дворничиха. Зато ее новый спутник, как ни странно, вызывает симпатию, он, любовник мачехи, мальчику оказывается роднее многих, определенного ближе Валентины по меньшей мере, и Сережа восхищается им, обнаружив значок почетного стрелка, потому что любовник жены отца, как и отец - солдат, а это важнее, чем мещанские семейные интриги: что тот солдат, что этот - жила бы страна родная. Сюжет из 1930-х годов с фильмом 1950-х роднит в первую очередь не имя сценариста и не преемственность актерских типажей, но ощущение, что русские постоянно готовы к войне, и хотя шпионы-диверсанты не дремлют, они будут разоблачены и уничтожены под барабанный бой - такая уж у русских судьба, а вернее, миссия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments