Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Десятников в Большом: "Бедная Лиза", "Утреннее размышление о божием величестве", "Дар"

Из трех камерных концертов в Бетховенском зале Большого в рамках мини-фестиваля к юбилею Леонида Десятникова второй оказался, кажется, самым насыщенным по программе, и я решил выбрать для себя именно этот вечер. При том что музыка основного произведения, камерной оперы "Бедная Лиза", было мне знакомо по пластическому спектаклю Аллы Сигаловой с Хаматовой и Меркурьевым:

http://www.chaskor.ru/p.php?id=4545

Но там музыка звучала, естественно, на фонограмме, а здесь оказалась главным героем. Лизу пела Венера Гимадиева, Эраста - Борис Рудак. Либретто составлено композитором таким образом, что тенор в начале выступает и от автора, это позволяет предположить, что повествование в оперном варианте ведется от имени героя, неверного любовника, предателя, погубителя бедной Лизы. Однако Борис Рудак даже в камерных масштабах слабоват и голосом, и темпераментом, а мне еще показалось, что оба вокалиста вышли не до конца распетыми, так что чересчур звонкоголосая Гимадиева, особенно поначалу, партнера перекрикивала - когда добрались до дуэта, Рудак порой совсем "пропадал", попытки же Рудака форсировать звук тоже не звучали убедительно. Впрочем, сам материал очень выигрышный для исполнителей, особенно для сопрано, для которой Десятников здесь написал чудесное соло в сопровождении гитары и скрипки.

Во втором отделении главным "героем" выступил камерный хор МГК под руководством Александра Соловьева, исполнив сначала "Утреннее размышление о Божием величестве" на стихи Ломоносова для хора без сопровождения, а затем шестичастную кантату "Дар" на стихи Державина. Казалось бы, оба опуса написаны на тексты поэтов одной эпохи, пусть и разных поколений - однако различаются они и по стилистике, и по духу очень сильно. При том что и в "Утреннем размышлении..." строгость, "старинность" хорового пения для композитора - прежде всего, как мне кажется, стилизаторская краска, элемент игры. Но в "Даре", особенно в его "ударной" 4-й части, давшей заглавие кантате в целом, где архаичный державинский стих накладывается на чуть ли не маршевый, почти "попсовый" ритм, где хор повторяет окончания фраз за солистом (опять Борис Рудак), придавая пафосу иронический оттенок, "забойная" фортепианная партия (неизменный Алексей Гориболь), большая группа ударных, а в одном из номеров и использование челесты не столько входят в резонанс с поэтом и его временем, сколько выводят его за пределы исторической хронологии, и этим приближают к нам, делают его, в общем, "современным" - в правильном смысле этого слова: Державин оказывается где-то сродни даже Хармсу, на чьи тексты Десятников создал, как мне кажется, лучшие свои камерные вокальные сочинения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments