Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

графика и миниатюра Николая Фешина в галерее "Вересов"

Если уж большая ретроспективная выставка Фешина в Инженерном корпусе ГТГ несколько лет назад не убедила меня, что Фешин - перворазрядный художник (впрочем, к формированию фешинских экспозиций существует немало объективных препон, прежде всего трудный доступ к большей и важнейшей части его произведений, хранящихся преимущественно в США и разбросанных по частным коллекциям) -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2321730.html

- то немаленькая и по-своему любопытная, но все же скромная выставка графики и миниатюр подавно. Фешин-график представлен здесь разнопланово и всеми периодами творчества, начиная с самого раннего: эскизы обложек, программок, пригласительных билетов ("Участнику русско-японской войны" и т.п.) 1900-х годов в стиле европейского ар нуво без намеков пока еще хоть на какую-то художественную самостоятельность. К этим же годам, концу 1900-х, относятся зарисовки из жизни чувашей, каковых было немало и в Третьяковской экспозиции: "Черемисская свадьба" (1908) и др. Из российских городов больше всего Фешина в Казани, на выставке есть вещи также из Чебоксар, Саратова, кое-что из Петербурга - из научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Наброски 1910-х годов, разработки и эскизы к театральным постановкам (в частности, к опере "Кармен"), этюды к большим живописным проектам. Сколь ни колоритен, к примеру "Казак с гусем" (1915), сколь ни выразительна физиономия персонажа - это ж не средневековая фреска, чтоб по наметка домысливать авторский замысел. Единственный образец автопортрета - литография 1921 года. Редкое исключение на выставке - темпера "Дама в черном". И безусловно занятны - на большой выставки их бы просто недосуг оказалось рассматривать, а тут в самый раз - миниатюры, крошечные женские портреты в медальонах. В целом трудно отделаться от ощущения, что графика для Фешина носила преимущественно прикладной характер. Наиболее эффектный раздел составляют портреты и ню - хотя в графическом варианте это тоже по большей части эскизы к живописным полотнам, просто в отсутствие полотен (многие из них попросту утрачены, другие находятся далеко) остается любоваться рисунками. Ню, нарисованные углем, действительно хороши, хотя тетки на них уж больно увесистые. Замечательны позднейшие портреты 1930-х40-х гг. - и женские, и мужские, в основном мексиканцев и негров, созданные в серовских традициях, стоит выделить "Портрет миссис Сарджент" (конец 1920-х). Но выставка, занимающая четыре зала галереи при довольно плотной развеске, лишена структурного стержня или ключевого предмета, который объединял, держал бы экспозицию концептуально или хотя бы визуально. Однако большой плюс данного выставочного проекта - превосходно, с редкой даже для крупных музеев научной скрупулезностью изданный каталог.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments