Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Мусоргский, Брух, Рихард Штраус в БЗК: ГАСО, дир. Михаил Юровский, сол. Виктор Третьяков

Юровский старший так редко выступает в Москве с концертами (две серии представлений "Пиковой дамы" в Большом, которыми репертуарная судьба додинского римейка, похоже, и ограничится - не в счет), а Третьяков того реже, да еще и в основном по какими-то торжественным случаям, следовательно, с сомнительно-попсовыми, несерьезными вещами - я думал, что уж здесь-то ажиотаж будет страшный, а вместо этого нагоняли льготников из собеса, в связи с чем я лично пострадал даже более обычного. Но даже если сосредоточиться только на концерте - он в любом случае заслуживал внимания, однако трудно было не ожидать от столь статусного тандема чего-то экстраординарного. Концерт же вышел достаточно рядовым, особенно что касается именно Бруха в исполнении Третьякова.

Изначально Третьяков собирался играть Брамса, потом, вроде бы не в самый последний момент, в программе произошла замена, хотя Брух вместо Брамса - это, конечно, не самый радикальный вариант, просто в расхожем ассортименте из четырех романтических скрипичных концертов (Брамс-Брух-Чайковский Сибелиус) Брух наиболее лаконичный и, пожалуй, требующий наименьшей отдачи от солиста, но с этим ли связана корректировка программы или она произошла по другим причинам - неизвестно. Факт, что помимо профессорской манеры Третьякова, достойной уважения, но в значительной мере "морально устаревшей" - скрипачи новых поколений работают иначе и открывают какие-то свежие стороны затасканного музыкального текста - Третьяков играл вяло, в целом малоинтересно, а где-то и не совсем чисто. И вспоминая, что когда-то сам жанровый формат концерта воспринимали как своего рода "поединок" солиста, солирующего инструмента с оркестром, здесь, совершенно очевидно, оркестр под управлением Михаила Юровского одержал безусловную победу. Кроме того, удивило, что такой опытный музыкант, исполнял настолько популярное, хрестоматийное сочинение, известное наизусть любому консерваторскому аспиранту, по нотам - уж точно не потому, что оно для него незнакомое, а скорее наоборот, чересчур "хорошо забытое старое".

Во втором отделении столь же победительно уже вне всякого соревнования ГАСО одолел "Жизнь героя" Рихарда Штрауса - оркестр в последнее время и со своим худруком Владимиром Юровским немало исполнял одного из моих любимых авторов, хотя я предпочитаю все-таки Р.Штрауса позднего, 20-го века, пускай "Жизнь героя" и венчает цикл его позднеромантических симфонических поэм, пронизанных ницшеанским духом, пафосом не вполне мне близким идеологически, да и эстетически на мой вкус чересчур выспренним - но что заложено композитором в партитуре, то Юровский через ГАСО реализовал превосходно, а скрипка концертмейстера оркестра Сергея Гиршенко в развернутых соло, если на то пошло, звучала намного убедительнее, чем у Виктора Третьякова в Брухе. Главным же номером программы, на мой взгляд и против ожиданий, оказалась послужившая увертюрой к дальнейшему вечеру "Ночь на Лысой горе" Мусоргского, вот она прозвучала на уровне откровения, так тонко и одновременно мощно старший Юровский ее преподнес.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments