Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Не самый удачный день" реж. Юрий Егоров, 1966

В чем-то отдаленно перекликающийся с "Певчим дроздом" Иоселиани, вышедшим уже в 1970-м, и потому вероятно, далеко не столь драматичный, но такой же воздушно-певучий фильм про один день студента театрального института - который таскается повсюду с племянницей, пока его сестра разводится с мужем, озвучивает кота в детской радиосказке, помогает другу сдать зачет по анатомии, выясняет отношения с более успешной девушкой-сокурсницей, пытается предотвратить развод сестры и репетирует, репетирует номера, этюды, песенно-пантомимические сценки в институте - остался бы симпатичным, но обыкновенным фильмом, никем, может, и не вспоминаемым. Да его и так редко вспоминают, да сейчас извлекли из архива по особому случаю. Героя-студента в картине 1966 года зовут Никита, как и сыгравшего его актера. Нынче 70-летие этого Никиты отмечается с таким размахом, будто он и "Братьев Карамазовых" написал, и обе мировые войны в одиночку выиграл, и первым в космос летал, и Бога там видал, и за бороду его держал.

Забавно, что в "Я шагаю по Москве", всего тремя годами ранее, Михалков еще свободен от своих характерных манер, ужимок, интонаций, а в "Не самом удачном дне" он уже не просто почти такой же, как сейчас (ну с поправкой на старение кожи разве что), но и говорит не то что с теми же гримасами и мелодикой речи, но буквально теми же словами: "вот ты понимаешь, какая штука..." - и присвистывает! Такая ранняя консервация имиджа тем более удивительна, что двадцатилетнего Михалкова в фильме окружает ансамбль ровесников, чьи пути в дальнейшем расходились необыкновенно: сестру Надю играет Светлана Светличная, любимую девушку, у которой из-за съемок в кино возникли проблеме по учебе в театральном - Ольга Гобзева, мужа сестры - Владимир Заманский, друга-студента Грамматикова - соответственно, совсем юный Владимир Грамматиков, ради которого Никита, представившись фотокорреспондентом газеты "Наше Вчера" (пророчество на уровне балабановских "Жмурок", где в финале герой Михалкова читает газету "Культура"), водит за нос препода-Бориса Новикова; Нина Сазонова в образе судьи, у которой у самой недавно разводился сын; Игорь Кваша появляется в роли лучшего друга Никитиного шурина, с которым тот обсуждает свой сомнительный развод; а в студенческой пантомиме "У попа была собака" участвует вместе с Ольгой Гобзевой худенький, подвижный, чрезвычайно пластичный Игорь Ясулович.

Еще студенты ставят номер, оформляя песню Окуджавы "До свидания, мальчики", а за кадром в картине звучат песни Марка Фрадкина на стихи в том числе Александра Галича... Отдельная история - автор сценария: не кто иной, как Юлиан Семенов, сочинивший тут не детектив про ментов или разведчиков, а своего рода молодежно-городское шестидесятническое театрально-музыкально-танцевальное роуд-муви, с конфликтами личными и идейными, с экспериментами над обезьянами, которым вживляют электроды, заставляющие их испытывать состояние счастья, и спорами, стоит ли так же осчастливливать людей и не фашизм ли это, с мордобоем "за правду", не без того - в общем, с внутренней хронологией, укладывающейся в одни сутки, и размыкающейся в целую эпоху, условно определяемую как "оттепель". Ну и дочка сценариста Дарья Семенова в роли племянницы Дунечки, вечно путающейся под ногами, но всех в результате выводящей на "единственно верные" в жизни решения.

То есть в гармоничном ансамбле здесь существуют будущие агенты КГБ с будущими диссидентами, КГБ убитыми, будущие бляди с будущими монашками, и в центре - будущий главный бесогон всея руси. А на каком высочайшем уровне мастерства, вкуса, кинематографической культуры все это сделано - словами не передать, полтора часа я просидел перед телевизором с открытым ртом. Юрий Егоров, конечно, не самый последний из умельцев своего времени, у него были и довольно известные картины - от сравнительно ранней "Простой истории" до позднейших хитов "Однажды двадцать лет спустя" и "Отцы и деды", но "Не самый удачный день" к хитам явно не относится, если б не михалковский юбилей - про такое чудо никто бы и не вспомнил. Однако ж и такое "среднее" по меркам своего времени кино сегодня, как посмотришь на новинки от бусловых, зайцевых, не говоря уже про собственно михалковых с кончаловскими и примкнувшими к ним хотиненками - недосягаемая художественная вершина.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment