Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Мустанг" реж. Дениз Гамзе Эргювен в "35 мм"

Подозрительно напоминает Лоркин "Дом Бернарды Альбы", только действие происходит не в испанской, а в турецкой глухомани, и не сто лет назад, а сейчас или совсем недавно, сестер чуть поменьше, и вместо матери у них - бабка с дядей, а сами они сиротки. В остальном ну очень похоже - девушки однажды на пляже поиграли с мальчиками, после чего по навету соседской старухи их заперли в доме, и дальше показано, как по-разному складывались судьбы пяти сестер. Старшая влюбилась и настояла, чтоб ее сосватали за парня, который ей нравится, осталась очень довольна. Следующую одновременно со старшей выдали замуж не пойми за кого, но она вроде смирилась, хотя в первую брачную ночь на простыне не обнаружилось крови и вдобавок к прежним унизительным подозрениям молодую жену отправили на медосмотр, где гинеколог (кстати, мужчина) подтвердил, что та девственница, просто в силу особенностей организма у нее все произойдет не сразу. Третья сестра, которую тоже попытались сбагрить с рук, пошла вразнос, а потом и вовсе застрелилась. Помимо всего прочего, ее насиловал дядя - сторонник традиционных ценностей, крепкой семьи и девичьей чистоты, ну это уж как водится у моралистов-традиционалистов. Когда дошел черед до четвертой, решительно просватанной против желания, та устроила демарш прямо в день свадьбы, забаррикадировавшись вместе с младшей в доме, который бабка с дядей сами же и превратили в неприступную крепость, оберегая невинность девочек заборами с шипами и решетками на окнах. Младшая Лале здесь - главная героиня, самая отважная, самая толковая, самая свободолюбивая и амбициозная. Девчонку на роль бойкой и сообразительной бунтарки Лале нашли редкостно симпатичную, надо признать. Она мечтает сбежать в Стамбул, обожает футбол и тайком встречается с водителем грузовика не по влечению плоти, а чтобы научиться крутить баранку машины, что ей под конец и пригодилось.

Почему в Стамбул - очевидно, что больше некуда, но по моим личным впечатлениям и Стамбул - такая же помойка, как вся Турция, как и Россия, там и тут ценности, традиции и прочие скрепы утверждаются в борделе, открытом всем ветрам, и толкуют о них самые прожженные бляди, блюдущие невинность и без того честных обезьянок. Больше всего вопросов у меня возникло в связи с тем, что среди наград "Мустанга" (название, как я понял, обусловлено маркой машины, на которой героини в финале сбежали из дома, хотя символический его смысл также прозрачен) значится "Квир-Пальмовая ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино". Какова сугубо кинематографическая ценность данной премии - вопрос десятый, важно уяснить, где здесь пресловутая "тема". Потому что видимых намеков на лесбийский (самое ожидаемое из того, что можно было бы предположить) подтекст девичьего бунта я при самом пристрастном рассмотрении не обнаружил. Не считать же интерес младшей сестры Лале к футболу - она, конечно, фанатка, и дядя не пускает ее на стадион, но в какой-то момент за драку фанатов организаторы соревнований принимают решение, что мужчинам вход на стадион запрещен, и по телевизору героини видят, что стадион полон бабья в мусульманских платках, которые орут и машут не хуже своих мужей - ну не лесбиянки же они поголовно, в самом деле! И еще когда уже замыслив побег Лале пытается разыскать по телефону своего патлатого приятеля с грузовиком, описывая его как парня с длинными волосами, ей отвечают "у нас педики не работают!" - пожалуй, это единственный на всю картину момент, где болезненная для мусульман, православных и любых других озверелых дикарей проблема затрагивается турецко-катарско(!)-германским фильмом напрямую.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments