Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ревизор" Н.Гоголя, Александринский театр, реж. Валерий Фокин (запись 2003 г.)

Формально повтор записи приурочен к юбилею Леонида Десятникова, написавшего для спектакля Фокина музыку, но он совпал с датой более печальной и более круглой - пятидесятилетием Алексея Девотченко, до которого тот не дожил. В фокинском "Ревизоре" Девотченко играл Хлестакова, и даже по телеверсии понятно, на каком нерве, с какой энергией - я много видел Девотченко на сцене, в постановках Серебренникова и даже Додина, а также его моноспектакли, но "Ревизора" только в записи смотрел, спектакль время от времени показывают (его вообще привозили в Москву? что-то не припоминаю...). Хлестаков у Девотченко объединяет в себе черты, помимо собственно героя из "Ревизора", еще и Чичикова, и Ихарева - с одной стороны, а с другой, в нем есть что-то от Фантомаса, от Дракулы, но при этом, что характерно, не от русского уголовника, на какового, если уж на то пошло, смахивает скорее Осип в исполнении Юрия Цурило (вот Суханов в "Ревизоре", вернее, "Хлестакове" Мирзоева играл настоящего уркагана), он тут и клоун, но даже в клоунаде его есть что-то возвышенное, летящее, парящее. Вообще я фокинский спектакль, несмотря на актерские работы ветеранов сцены (Смирнов в роли Ляпкина-Тяпкина, Мартон-Земляника, ну Паршин-Городничий тоже) не особенно люблю, как не пришел в восторг в свое время от его "Ревизора" в "Современнике", а вот его, как ни странно, я застал на сцене, с Гафтом-Городничим и Волчек-Городничихой (последней ее ролью, в которой она выходила как актриса, пока название оставалось в репертуаре), с вставками из "Театрального разъезда", утяжелявшими и без того перегруженную сомнительными режиссерскими примочками постановку. Впрочем, современниковский "Ревизор" был оригинальным фокинским, тогда как александринский - реконструкция спектакля Мейерхольда 1926 года, что ныне дает основания православным театроведам, ревнителям истинно русского искусства и прочих национальных традиций (в свое время "затравленные жидами", сейчас они получили новую возможность вещать на весь русский и прочий мир, а прочего они и не признают, только русский) изобличать в "сладострастной русофобии" не только Фокина, но задним числом и Мейерхольда. Что уж там в спектакле Фокина от Мейерхольда - вопрос сугубо теоретический, мне какие-то отдельные фокинские находки кажутся забавными (ну вроде того, что Анна Андреевна и Марья Антоновна расспрашивают Осипа о Хлестакове в момент, когда слуга пошел выносить из-под хозяина ночной горшок), многие другие - надуманными и никчемными, режиссура Фокина вообще мне совсем не близка, но что характерно - "сладострастная русофобия", обнаруженная в ней поборниками духовности, меня бы могла с ней скорее примирить, однако каждый раз попадая на спектакли Фокина, в театре или по ТВ (а Фокина записывали, по-моему, больше, чем кого-либо из ныне живущих театральных деятелей), я вижу, с какой искренней, пускай и извращенно реализованной на практике, любовью к т.н. "великой русской культуре" работает Валерий Фокин, да еще как настоятельно требует такой же любви от коллег, и это отталкивает меня от его творчества бесповоротно. Другое дело, что еще недавно за подобный патриотизм художникам давали Госпремии, сейчас скорее дадут бутылкой по голове в подворотне, а завтра будут давать десять лет без права переписки по мейерхольдовскому примеру.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments