Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Яма" по А.Куприну в театре на Малой Бронной, реж. Егор Дружинин

За две недели - три "пластические драмы" на крупнейших драматических площадках Москвы! Это вдобавок к тем, что уже были: танцуют все, включая "Мастерскую Фоменко" ("Моряки и шлюхи" Олега Глушкова). Даже по количеству - явный перебор, а качество тоже не всегда отвечает ожиданиям, выражаясь дипломатично. Тем приятнее, что дружининская "Яма", пожалуй, лучше всех прочих аналогичных образцов оправдывает саму форму танцевального спектакля для актеров драматических театров. Здесь нет потуг на "балет", движения скорее пантомимические (хотя сегодня актеры, особенно молодые, нередко владеют телом куда лучше, чем языком, и танцуют успешнее, чем говорят), текст используется скупо и не в "кратком пересказе", а совершенно иной задачей, как опорный, конструктивный элемент драматургии спектакля; вместе с тем и хореография не иллюстративная, не прикладная и не служит дополнением к сюжету, а составляет основное содержание постановки, благо "Яма" - произведение все-таки достаточно популярное, а благодаря недавнему, вполне качественному, кстати, телесериалу и подавно на слуху.

Сценография Веры Никольской - почти абстрактная выгородка, обрамляющий основную коробку портал - "ржавый", стены же светлые и на них - пустые рамы, и напоминающие об абстракциях Малевича (повесть Куприна появилась на свет практически одновременно с "Черным квадратом), и функциональные - превращающиеся то в окошко, то в заслонку печи. На фоне аскетичных декораций костюмы Яси Рафиковой смотрятся вдвойне роскошно - но ничуть не вульгарно, в том числе проститутские наряды. Отдельно я для себя отметил грим - в кино художников-гримеров номинируют на премии наряду с другими соавторами картины, в театре такое не принято, да чаще и повода нет, но здесь - точно стоит сказать особо: тонко, но ярко придуманный имидж для персонажей делает многих, в том числе хорошо знакомых исполнителей, неузнаваемыми: от хозяйки заведения Анны Марковны Шойбес (Вера Бабичева) до швейцара Симеона (Александр Голубков в фартуке, правда, больше похож на дворника, а его функция в спектакле еще более многозначна), и сутенер Горизонт (Данил Лавренов), и студенты (замечательное приобретение труппы Бронной - Максим Шуткин, я его видел до этого в "Вассе"; Александр Бобров, Сергей Кизас) - все не просто прыгают и скачут, но для каждого придуманы роль, образ, пластическая партия. Последнее меня особо порадовало - того же танцевального формата хваленый спектакль Егора Дружинина "Всюду жизнь" в свое время мне показался крайне плоским, а движения в нем - построенными на самых примитивных штампах:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1990749.html

Но летом я видел на ВДНХ в рамках ненавистных мне массовых гуляний (однако преодолел предубеждения - и не жалею) шоу "Эволюция", где к моему удивлению поставленные Дружининым танцы "червячков" на пруду (а в масштабах паркового пруда, с фонтанами, световыми пушками, видеопроекциями и прочими мощными спецэффектамми, движения людей должны неизбежно теряться) не пропали в общей картинке и оказались в таком контексте самодостаточными:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3157144.html

Прекрасно выстроен и саундтрек "Ямы", при том что композиция сложена из достаточно расхожих музыкальных номеров, классических и ретро-эстрадных. Вообще же главный плюс "Ямы", по-моему убеждению - почти безупречный вкус ее создателей, и художников, занимавшихся оформлением, и режиссера. Вкус и чувство меры - чего не хватило, увы, Сергею Землянскому сотоварищи в их работой над ""Жанной д'Арк", еще одной пластической драмой, одномоментно с "Ямой" на Бронной выпущенной в театре им. Пушкина. В "Яме" практически нет крикливых, ложно-эффектных находок - за исключением, я бы заметил, финала, где сразу после текста о грехе и вечной жизни раскрывается панель в задней стене и "швейцар" Симеон-Голубков утаскивает тела девушек в разверзнувшееся "адское пламя" - все-таки чересчур прямолинейный ход.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments