Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Выхода нет" реж. Джон Эрик Даудл

И с похожими названиями фильмы, помнится, бывали, и на похожий сюжет: американская семья прилетает в азиатскую страну и попадает в пекло государственного переворота, приходится спасаться от кровожадных дикарей. "Выхода нет" - вполне типовой, конвейерный продукт, довольно качественный формально (режиссер набил руку на ужастиках), при этом есть несколько обращающих на себя внимание моментов. Во-первых, отца семейства, сотрудника крупной американской компании по имени Джек, играет комик Оуэн Уилсон, в последние годы ударившийся также в слезливые семейные мелодрамы с дитями и зверями, здесь зверей нету (не считая вооруженных косоглазых), зато детей - целых двое, вернее, две девочки, дочери главного героя. Во-вторых, еще с самолета и до собственной гибели героев сопровождает бодрый бородатый весельчак, оказывающийся под конец агентом "британского ЦРУ" (по выражению Джека), которого играет Пирс Броснан, в последнее время тоже чаще всего выступающий в комическом амплуа и в комедийном жанре. То есть два комика в политическом боевике - это не совсем уже стандартно. Боевик умеренно-кровожадный - пока герои летят в самолете, азиаты жестоко убивают своего орденоносного премьер-министра и начинают охоту на иностранцев, изничтожая всех подряд. Спасая семью инженер, но все-таки техасец из Остина и, стало быть, по определению крутой мужик, Джек защищается любыми подручными средствами и даже начинает убивать косоглазых - хотя надо было раньше приниматься, гораздо раньше, глядишь и до переворота б не дошло. Но главный пафос картины в том и состоит, что жертвы, видите ли, сами виноваты в своей беде. Американские корпорации при поддержке правительства загоняют бедные страны в кабалу, строят им в долг автодороги и водопроводы, а потом начинают пить кровь. В ответ народы восстают и свергают марионеточные режимы, как в данном случае, под лозунгом "кровь за воду". То есть людоеды-убийцы на самом деле - революционеры, защищающие свою родную землю от иноземных эксплуататоров, и агент "британского ЦРУ" в исполнении Броснана прежде, чем свободолюбивые туземцы переедут его грузовиком насмерть, успеет заметить прекраснодушному блондину-инженеру Джеку: "они сражаются за свои семьи от смерти, как и ты - а я виноват, потому что прокладываю вам сюда дорогу". И при таком подходе, с лапками кверху, с сочувствием к кровожадным дикарям, история спасения американской семьи смотрится двусмысленно, провоцируя вопросы: а может, ну их, пускай бы вздернули и папу с мамой, и этих мерзких избалованных капризных девочек (а американцы даже в экстремальной ситуации умудряются выглядеть изумительно инфантильными), перестреляли там или машиной переехали, да без разницы - смерть проклятым империалистам? Так жанр входит в непреодолимое противоречие с идеологией, сюжет - с пафосом. Тем более, что бегут спасаться герои в сторону вьетнамской границы, а Вьетнам для американцев - тема вообще особо болезненная по сей день.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments