Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Марсианин" реж. Ридли Скотт

Прогноз "и на марсе будут яблони цвести" не только технически не оправдал себя, но и морально устарел. Сегодня сюжет про космический полет возможен только в жанре фэнтези, для научной фантастики его заряд давно выдохся, и даже в поэзии формула "из Нью-Йорка на Марс" уже не проканает. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно, как и в середине 20-го века, но теперь, в начале 21-го, еще и неинтересно. Ну может отдельным энтузиастам, а в целом - похую Марс. Технический прогресс в последние десятилетия двигался совсем не в том направлении, как грезилось Циолковскому, и в сущности, с 1970-х годов в астронавтике никаких революционных событий не случилось, так, по мелочи бултыхаются все еще не дальше орбиты, словно говно в проруби. Зато и после высадки первых людей на Луне еще долго никто не мог мечтать о чем-то вроде интернета и других сегодня общераспространенных коммуникационных технологий. Земная жизнь ушла вперед, оставив мечты о полетах в космос на обочине истории, сохранив идею для детских сказок или трэш-комедий. Однако "Марсианин" - кино совсем не из той же оперы, что "Звездные войны" или, тем более, "Марс атакует", тут все всерьез и, по выражению просвещенных девиц, "масштабненько".

Мэтт Дэймон играл уже затерянного на далекой планете астронавта в "Интерстелларе" - но там планета была фантастическая и полностью покрытая льдом, а его персонаж - эгоистичным подонком, тут же все наоборот: не так Марс близок к Земле, как близок к духовному и интеллектуальному совершенству герой Дэймона. Марка забыли, точнее, потеряли при эвакуации экипажа с Марса при сильной буре, сочли погибшим, а на Земле, пока оставшийся экипаж отправился назад, до дому до хаты. Но было бы странно нанимать на роли других участников экспедиции Джессику Честейн и Майкла Пенью, если б после неудач с альтернативными способами спасения героического американца корабль "Гермес", летевший уже давно к Земле, не развернулся бы (согласно расчетам эксцентричного негритенка-астроматематика из закрытого научного центра) и не забрал Марка, стартовавшего с Марса в модуле "Арес". Но пока Марк выживал на Марсе в одиночку, он успел планету "колонизовать": по специальности, но не по складу характера Марк - ботаник, и славно нахимичил ботаник - соорудил грядки из собственных накопившихся фекалий и насадил на них картошки по методу народного академика Т.Д.Лысенко, порезав клубни пополам для пущей урожайности, правда, картошка все равно померзла, и мичуринский энтузиазм не помог.

Смотришь на титанические усилия героя по выживанию в суровых марсианских условиях (был качок - а превратился в ходячего скелета, но зато бородатого) - и ждешь, пока сценаристы, чтоб оживить, разбавить историю, подошлют одинокому марсианину смуглую и золотоглазую марсианочку-Пятницу - обошлось. Важнее и серьезнее: обошлось без русских - китайцы выручили, себе в ущерб, но для американцев чего не сделаешь. Мелочь, а приятно: еще лет пять в голливудском кино такого рода русские непременно навязали бы свои услуги, но теперь если не в Госдепе и не в ЦРУ, так хоть в Голливуде кто-то понял, что нельзя русским доверять, что иметь с ними дело противно и бесполезно. Но все-таки наблюдать за тем, сколько напрасно пропадает сил и фантазии как у героя, так и авторов фильма - досада берет: их бы энергию - да в мирных целях, эти бы усилия - да приложить к решению реальных земных проблем, а то пока люди будут ковыряться в собственном говне, на Марсе или где еще, на Земле мусульмане с православными все человечество в говне утопят.

Нет, что касается "масштабненько", Ридли Скотт опытный умелец, и эпизод, где Джессика Честейн на марсианской орбите пытается схватить летящего навстречу Мэтта Дэймона, опутывает его тросом и вместе они кружатся - это почти балет, и получше, чем нечто похожее в "Гравитации" Куарона. Но по правде сказать, не столь увлекательно, как Марк выживает на Марсе, сколь эффектны политические и пиаровские битвы, бушующие по этому поводу на земле: НАСА - открытая, публичная организация, все связанное с Марком моментально становится достоянием общественности, ее честный, но трусоватый шеф (Джефф Дэниелс) в постоянном конфликте с более смелым, но и более технически грамотным коллегой-афроиндусом (Чиветель Эджиофор), а пуще того с отважным бывалым инструктором (Шон Бин), в ущерб своей карьере отправляющим экипажу корабля отвергнутый начальством план по возвращению за Марком на Марс, с такой страстью обсуждают не столько выбор наилучшего выхода из кризиса с Марком и "Гермесом", сколько наиболее "правильную" пиар-тактику, чтоб народ продолжал руководству НАСА доверять, чтоб правительство выделяло деньги на космические программы - никакие ракеты, никакой открытый космос в сравнение не идут, и даже пристрастие героини Джессики Честейн, нервной, но отважной капитанши корабля "Гермес", любительницы диско и "АВВА" (чем в картине уделено непомерное внимание и все шутки лишь про это) меркнет на фоне того, какая картошка произрастает на грешной земле из всего этого пиаровско-политического дерьма.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments