Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"14+" реж. Андрей Зайцев

Самые злые языки скажут: сосал Зайцев у Михалкова - и насосал бюджет на второй полный метр. Но и без злобы, а с жалостью глядя на Зайцева и на его кинопродукцию (пока что "главное дело его жизни" - теледокпросветсериал с Паолой Волковой), добрых слов о ней не подберешь. Его отчего-то замеченный профессиональным сообществом, хотя совершенно бесславный в плане зрительском, коммерческом полнометражный игровой дебют "Бездельники", по крайней мере, что-то обещал. В "14+" не просматривается ничего, кроме желания режиссера обойти все возможные острые углы, при этом взявшись за рискованную по православно-фашистским понятиям тему: "история первой любви" - таков официальный, афишный подзаголовок проекта. Ну о чем должен думать нынче четырнадцатилетний русский? Конечно, о том, чтобы сдать ГТО, подготовиться к армии, пойти туда и погибнуть зародину назло украинцам, американцами и прочим врагам великойроссии. А Леша почему-то думает о Вике, да еще из другой школы и из другого района, с которым его школа и район (где-то на севере, типа Медведково) по старому русскому обычаю враждуют. Но любовь побеждает.

Поразительно и в чем-то симптоматично, как и не только в стилистике Зайцева, но и в сюжете (сценарист тоже он) соединяется архаика с современностью. Казалось бы - интернет, фейсбук и прочие блага цивилизации - но русские продолжают "махаться" стенка на стенку и оберегать от "чужаков" свои, "помеченные" территории, то есть с любыми гаджетами все равно остаются зверьем и как звери себя ведут. Ангелоподобные школьники-подростки в зайцевском фильме вроде бы половозрелые особи, мальчиков интересуют спелые титьки девочек, девочек - мальчики постарше, но при этом кроме смешков по поводу "одночленов" на уроке математики в фильме нет, боже упаси, никаких "непристойностей" - нет намеков ни на онанизм, ни хотя бы на эрекцию, "любовь" персонажей до самого финала абсолютно стерильна, ну можно сказать, что чиста и возвышенна. На самом деле фабула настолько схематична и тривиальна, что впиши в сюжет эрекцию - и конструкция развалится: эрекция - правда жизни, а вот уж чего-чего, но правды жизни Зайцев избегает, и похоже, что сознательно, как опасной для сегодняшнего русского кинематографиста болезни. Однако и честного ухода в "сказочность" стесняется. Задачка перед ним стоит конкретная: подменить реальность фантомами, соответствующими госстандарту и утвержденным идеологическим клише. В итоге в его "истории первой любви" все сводится к тому, что мальчик долго не мог открыться девочке, но следил за ней через соцсети, потом с друзьями проник в ее школу на дискотеку, успел с ней потанцевать медляк под "Зеленоглазое такси" Боярского, был побит тамошней гопотой, после чего девочка, чувствая свою вину, сама пошла навстречу.

Вообще девочки у Зайцева выглядят активными скороспелками, а мальчики - евнухоидными романтиками, в полном соответствии с данными возрастной физиологии, но против всяких понятий о здравом смысле и художественном вкусе; ну главная героиня, Вика, еще относительно человекообразная (непонятно только в кого, ее папа, мама и брат - настоящие дегенераты), ее подружки - просто уебища. Друзья у Леши, наоборот, почти такие же ангелочки, но как только у Вики с Лешей дела идут на лад, про друзей и герои, и сценарист забывают начисто, при том что лучшему другу черномазенькому гопники на дискотеке выбили передние зубы. Впрочем, уходят из поля зрения и гопники, оказавшиеся не отморозками, но "правильными пацанами": Леша не выдал их ментам, когда его уже готовились убивать - гопота, расчувствовавшись, отступила, даже мопед Леше оставила, а потому что "свои", не украинцы и не американцы бездуховные какие-нибудь.

Больше всего меня удивляло (именно удивляло, даже не раздражало), что персонажи "14+" вопреки заявленному в заглавии возрасту, ведут себя то как шестилетки-детсадовцы, то как побитые жизнью переростки на четвертом десятке, мыслят то как "зверюшки" из фильмов Германики, то как чистопородные пионеры из советских подростковых мелодрам, кстати, талантливых, не чета нынешнему формату "зайцев+", даже если не брать шедевральную "А если это любовь" Райзмана (которая вообще не мелодрама и, в сущности, не про любовь, там другая тема, по большому счету), а вспомнить хотя бы "Дикую собаку Динго" (повесть Рувима Фраермана и вовсе до войны написана, но чувства, которые в ней показаны и осмыслены, не только глубже, но и свежее, и актуальнее, чем те, что демонстрируют у Зайцева вымученные инкубаторские кастраты).

Зато при невозможной искусственности, сусальности юных героев создатели картины сами ярко выступают в эпизодических ролях: слоноподобный папа Вики - оператор Шандор Беркеши (он работает поваром в тюрьме - единственная бытовая деталь, которая запоминается из всего фильма!); сопродюсер и второй режиссер Соня Урицкая - продавщица в магазине, Вике и девочкам отпускающая джин-тоник без паспорта, а Леше и мальчикам - только безалкогольное пиво; а когда Леша с Викой обгоняют на мопеде автобус, там внутри у окна парень, на нем девушка и они целуются, за девушкой, которая смотрит на главных героев, парня не видно, но если мне не помстилось, это Андрей Зайцев собственной персоной.

Когда тратишь время на фуфло - а "14+" даже не говно, а просто фуфел, пустышка, что, в общем, намного хуже - хочется за что-то зацепиться, к чему-то подключиться, найти тот самый "+". Но за что - за то, что "нашей песней" для героев становится даже по меркам моего детства старомодное "Зеленоглазое такси" Боярского, и что как раз ее ставит Леша Вике, приводя к себе домой, на отцовском кассетнике? Но это ж не забавно, не трогательно, это просто ужасно. И все-таки я для себя в фильме обнаружил удачный, и, можно сказать, важный момент, вернее, целую сюжетную линию. Это вовсе не "история первой любви", ровно ничем не примечательная - но история матери Леши. Фактически она здесь - главная героиня, и ее линия - центральный сюжет.

Сделай Зайцев ставку не на подростков из питомника, а на нее, относительно молодую еще женщину, медсестру, расставшуюся с мужем-пьяницей (в кадре не появляется, но иногда Леша говорит с ним по телефону) - и, черт его знает, другой вышел бы фильм. Мать-одиночка в отчаянии приводит домой недовыписанных загипсованных мужиков-пациентов - в отсутствии более пригодных к употреблению. Или выпивает "с тетей Светой", и пьяная подруга заставляет ночью нести жечь ковер, потому что его "сглазили", а разбуженный Леша с зонтом провожает мать, которая еле на ногах стоит. Но во всех обстоятельствах сын для нее остается на первом месте. Ольга Озоллапиня, ученица Сергея Женовача, 29-летняя дебютантка латвийского происхождения в русскоязычном полном метре - единственная настоящая актриса в этом паноптикуме дилетантов, но молодость исполнительницы (разница между реальным возрастом артистки и ее "сыном" по сюжету - 15 лет!), ее личная профессиональная удача и точно подобранный режиссером типаж - это далеко не все. Не история первой любви, но история матери в "14+" оказывается не только по-настоящему пронзительной, но и драматургически выстроенной: с момента, когда она дарит сыну книгу М.Башкатова "Мальчик вырос" (Михаил Башкатов - один из сопродюсеров проекта, а существует ли конкретно такая книга в природе - не знаю, но похожих очень много, причем и раньше было, только с обложками менее яркими, чем теперь) и до финала, когда вернувшись с дежурства видит сына спящего в обнимку с девицей и, поплакав, уходит из квартиры. Тут и страх за ребенка, и, в какой-то степени, неизбежная материнская, а отчасти и просто женская ревность - все это подано в кортине тонко, достоверно.

Образ складывается из массы трогательных, но лишенных спекулятивности деталей: как мать пытается взять с сына слово, чтоб не смотрел порно-сайты (причем актриса дает понять, что ее героиня не верит обещанию, хотя юный актер при этом играет на голубом глазу, да у Зайцева, пожалуй, подростки и впрямь не смотрят порнуху), как вяжет ему свитер, прикладывая, примиряя, чтоб пришелся в пору (и сидеть будет отлично, и очень ему к лицу!), как придя домой и наблюдая на столе бутылку ликера с ягодами малины, но еще не зная, что девочка тоже прилагается, вспомнит про бывшего мужа (мол, весь в папочку пошел) - не без досады, но и не без удовольствия от этих давних, не худших, видимо, воспоминаний.

Опять-таки с подростковыми перспективами ничего не понятно. Они спят в обнимку, рука мальчика на голой груди девочки, но мальчик при этом в джинсах. Был у них секс после вишневого ликера с малинкой на закусь - неизвестно, вроде как был, но от греха подальше (а заодно от упреков в бездуховности и растлении) Зайцев оставляет героя в брюках, хотя сексом в брюках даже 14-летним с их подвижными телами заниматься, по-моему, не очень удобно, а натягивать уличные штаны, чтобы после секса в обнимку заснуть - ну я не знаю, до какой степени воцерковленности надо сначала дойти. Что дальше - вообще неважно, Вика с Лешей жили долго-счастливо и умерли в один день или разбежались тем же утром навсегда - неизвестно и неважно, но вот сюжет матери абсолютно завершенный: ее мальчик вырос.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments