Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Братья и сестры" Ф.Абрамова, МДТ СПб, реж. Лев Додин

На вторую часть я не собирался изначально, а первую ради чистоты эксперимента досидел до конца, оба действия, хотя уже на первом меня от омерзения трясло сильнее, чем Елизавету Штайгер от паркинсона - а она, конечно, как и вся русская интеллигенция на новую версию "Братьев и сестер" тоже пришла. Первую, ну то есть вторую, если первой считать студенческие опыты конца 1970-х, версию я смотрел, конечно, далеко не на премьере, но тоже очень давно, больше десяти лет назад, и тогда, может быть с непривычки, не производя сильного впечатления, не показавшись шедевром, настолько сильного отторжения она у меня не вызывала:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/275223.html

Сегодня внешне все то же, тот же Кочергин с шестами-скворечниками и воротами, отворяющимися (не знаю как на "родной" сцене МДТ, может, там конфигурация зала иная) прямо в партер и зависающими над головами у передних рядов. Но когда отмечали 20-летие премьеры и пятидесятилетние, начиная с Петра Семака, изображали подростков, старательно проговаривая якобы диалектное "чеГо", в этом, как ни странно, сохранялся хотя бы исторический, культурологический смысл: типа "капсула в будущее", законсервированный для потомков "спектакль-легенда", ну да... Какой смысл, кроме разве что коммерческого (а можно ли последнего столпа русской театральной духовности Льва Додина заподозрить в корысти?!) выпускать сегодня "римейк" с Елизаветой Боярской в роли разбитной страдалицы Варвары-Варухи - загадка. Главная же загадка, связанная с Додиным, для меня - как можно эту невыносимую питерско-интеллигентскую фальшивку принимать за чистую монету?

Я старательно гнал от себя предубеждения, пытаясь найти в спектакле какие-то объективные достоинства или за что-то зацепиться эмоционально, визуально. Отметил, что Евгений Санников - неплохой актер в роли Мишки (тоже не тинейджер, но всяко моложе Семака, и по фактуре, телосложением и на физиономию хотя бы более соответствует крестьянскому типажу - в сцене бани можно оценить), прям-таки полюбовался в какие-то моменты на чудесную Дарью Румянцеву, играющую Мишкину младшую сестру Лизу. Вообще пока Боярской нет на сцене - смотреть, чисто физически, спектакль можно. Я даже припомнил по ходу, что из всего, что видел у Додина за последние десять с лишним лет, не все без исключения казалось мне чудовищным. Как минимум одну постановку - "Варшавскую мелодию" с Козловским и его тогдашней женой Малкой - я бы назвал экстраординарной, просто выдающейся:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1253514.html

Мало того, принятую в штыки самыми отпетыми фанатами Додина "Жизнь и судьбу" я видел два раза (ну полтора, если быть точным, сначала с антракта, а потом снова целиком от начала до конца) и при всей прямолинейности додинской концепции, не устроившей многих, меня она, наоборот, в каком-то смысле порадовала, особенно при первом заходе:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/974016.html?nc=9
http://users.livejournal.com/_arlekin_/1265089.html

Но что касается "Братьев и сестер" - пока Козловский гуляет с Киркоровым, а Раппопорт снимается в Италии (вот Ксении Раппопорт мне очень не хватало в "Братьях и сестрах" для полноты ощущений, как жаль, что Додин ее не занял - на самых тягостных минутах действия я представлял Раппопорт архангельской крестьянкой, перевязанной крест-накрест шерстяным платком, проговаривающй "чеГо", и жить становилось лучше, жить становилось веселее), Боярская рвет душу в клочья за всех. А что за агрессивная бездарность Елизавета Боярская - это сколько ни бесись, словами не опишешь. Поразительно, но и вполне удачный опыт работы с Гинкасом не оставляет на ней следа. Бывают просто бездарные актрисы, которых такие же бездарные мужья-режиссеры занимают в своих проектах - и все довольные, без претензий. А Боярская - какой-то уникальный, патологический случай, и ведь она везде, и в кино, и в рекламе, и в совершенно невозможных, особенно для актрисы высокодуховного МДТ, социально-политических проектах с таким душком, что единомышленников Додина должно воротить, но нет, ничего, принюхались.

Впрочем, дело не только в Боярской персонально. Весь ансамбль, включая худосочных питерских детей, которым старательно измазаны гримерной грязью голые ноги для полноты сходства с послевоенным колхозным молодняком - ряженые; все действо - пошлый карнавал. Неправильно сказать, что это "плохо", потому что сама творческая задача у Додина принципиально ложная, а исполняет он ее исправно, с любовью. Додин-то, поди, искренне уверен, что тридцать лет назад раскрыл глаза человечеству и до сих пор напоминает о трудной военной и послевоенной жизни советского колхозного крестьянства, об оголодавших, и не только в отсутствие хлеба, бабах, о побитых мужиках, о преждевременно повзрослевших подростках, о жестокой власти - и о мягком народе, о неизбывном его долготерпении, то есть выводит проблему далеко за узкие социально-исторические рамки. Между тем я припоминаю прозу Абрамова (сейчас, вероятно, уже нет, а в мои школьные годы "Братья и сестры" входили в программу по внеклассному чтению - ну целиком, может, никто их и не осилил, но куски прям-таки вставлялись в хрестоматии класса для 7-го или 8-го, и я их хорошо помню) - в ней есть своеобразная поэзия, но есть и жесткость, причем по отношению не только к обстоятельствам, в которых стараются выживать персонажи, но и к самим персонажам, включая самых "обаятельных", на свой лад любимых автором. Додин же подменяет трезвый взгляд писателя собственным наигранно-слезливым интеллигентским народолюбием, приперченным для остроты псевдофольклорными скабрезными прибаутками, байками, частушками - и получается нестерпимая гадость.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment