Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Пингвины" У.Хуба в МТЮЗе, реж. Женя Беркович

До Беркович пьесу Ульриха Хуба "у ковчега в восемь" в Москве поставили уже дважды - в Театре на Юго-Западе и в какой-то антрепризе, я ни того, ни другого спектакля не видел, сравнивать не могу, может быть там оно на что-то и похоже. Тюзовский вариант, как это ни печально, получился сомнительным и занудливым псевдоинтеллектуальным кабаре, где визуально-пластическая эстетика ранних "Лицедеев" соединяется с душеспасительной притчей, в которой новомодная (пьеса написана в 2006-м) европейская сказка-психодрама волей режиссера нашпигована стихотворными и прочими цитатами вплоть до Бродского и Высоцкого, а в зале, несмотря на пометку "12+", полно малышни и чуть ли не грудничков.

Поначалу, в основном благодаря сценографии Никиты Евглевского, спектакль "смотрится" - герои, три пингвина - Пинг-ВИА -на эстрадном подиуме, "вооруженные" разнообразными музыкальными инструментами вплоть до бас-балалайки, дурачатся, ссорятся, дискутируют, почему-то о Боге. Кто-то верит, кто-то нет, а потом появляется Голубка и сообщает, что Бог наслал на мир потом и ковчег отходит в восемь, но от каждого вида тварей возьмут лишь по паре, чтоб, значит, потом могла восстановиться популяция. Тогда двое друзей-пингвинов, несмотря на ссору с третьим, вредным и неуживчивым, не желают с ним расставаться и тайком протаскивают его на борт, прячут в мешке, меняясь с ним местами.

То есть пьеска Хуба - о дружбе, которая должна помочь преодолевать разногласия, о преданности, о готовности прийти на выручку: ну такая вполне детская, "правильная" по пафосу пьеска умеренной нравоучительности. Но надо иметь в виду, до какой степени условна для современного европейского, немецкоязычного писателя и библейская история, и ее персонажи, включая и Ноя, и самого Бога - и в каких, совершенно иных, обстоятельствах эту самую пьесу режиссеры пытаются ставить по-русски. Не понимают - ни в случае с "взрослым" и "остросоциальным" "(М)учеником" Майенбурга, ни вот с детско-сказочными "Пингвинами". Мало того - вместо простодушного непонимания предлагается громоздкая псевдоинтеллектуальная конструкция с приколами-цитатами, с какими-то никчемными реминисценциями, которой молодые актеры, как бы ни старались, не в состоянии придать жизнеспособности, а появление записанного на видео Ясуловича в образе Ноя - весомости.

Спектакль получается одновременно и переусложненным по форме (прежде всего по драматургической композиции), и дико, до неприличия примитивным. Ритм постоянно сбивается. А для чего нужны были в начале подиум и дискотечные блестящие шарики, которые исчезают, чтоб появиться снова к концу, если вместо веселья предлагается сплошное занудство с морализаторством? А зачем из рыбьих скелетов (которые, надо признать, неплохо использованы в виде галстуков и прочих аксессуаров к пингвиньему стилю блэк-тай) складывать и водружать на авансцену крест?! Я уже не говорю, что под "парой" от каждой твари, которая, по идее, должна попасть на ковчег, понимается все-таки пара, способная размножаться, а не парочка друзей, тайком выручающие придурковатого третьего.

Пингвины для поп-культуры нынче, конечно, в тренде, и на сцене они должны выглядеть презентабельно, но тут и в пьесе при всей ее условности концы с концами плохо сходятся, а режиссер незамысловатому условно-притчевому сочинению придает оттенок прям-таки мистериальный. Уж если подбирать цитаты - так хоть в тему, типа "глупый пингвин робко прячет..." или "снилось, как пингвины плавали-тонули". Бродского же, по моим наблюдениям, режиссеры нового поколения (до Беркович этим успели злоупотребить и Милькис, и Черепанов) цитируют прежде всего от беспомощности, будто его использованные в композиции строчки автоматически повышают статус спектакля в целом. Беркович, вообще-то, талантливая и, что в данном случае важнее, разумная девушка, и если она сама не поняла, что сделала какую-то ерунду, кто-нибудь, кому она доверяет, должен ей это объяснить поскорее, чтоб пригодилось на будущее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments