Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Анна Каренина. Lecture" по В.Набокову и Л.Толстому в театре "У Никитских ворот", реж.Марк Розовский

Выбор в качестве повода и источника вдохновения для спектакля лекции Набокова о Толстом и его "Анне Карениной" может на первый взгляд показаться уникальным - хотя еще Юрий Любимов в своем замечательном миксе из "Евгения Онегина" использовал того же Набокова наряду с Лотманом, но, правда, в качестве "приправы" комментариями к литературному первоисточнику. Не вспоминая уже про Волкострелова с его "Лекцией о Ничто" - хотя как не вспомнить по такому случаю:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3072135.html

Впрочем, Набоков и для Розовского скорее номинальный автор: в основе композиции спектакля все-таки толстовский роман, а набоковская лекция "подсвечивает", подчеркивает отдельные его детали. Причем Розовского в первую очередь интересуют ни формалистские литературоведческие штудии, которым Набоков-профессор был отнюдь не чужд, но его оценочные, подчас откровенно субъективные суждения о героях Толстого, об их поступках, да и в целом о литературе, об особенностях читательского восприятия художественного текста.

Анну на протяжении спектакля сопровождает тема Изольды из оперы Вагнера, превращенная в лейтмотив среди прочей использованной музыки - от Гуно и Бизе до Легара и Штрауса, а также Рахманинова и Прокофьева. Оформление Александра Лисянского состоит из нескольких символических катающихся на платформах силуэтов дам и кавалеров с видами Москвы и Петербурга на них, нескольких стульев, несущих основную функциональную сценографическую нагрузку, и видеопроекций на экране заднике - сменяющих друг друга слайдов графики Бердслея и иллюстраций к советским изданиям "Анны Карениной", архивных фото и полотен передвижников. В подобной обстановке лекция профессора Корнуэлльского университета выглядела бы, пожалуй, чересчур эксцентрично, но Денис Юченков и сам во первых строках предупреждает, что не играет ни Толстого, ни Набокова, а выступает "лектором" от театра, наряду с коллегами по труппе (Анна - Наталья Троицкая-Кунгурова, Вронский - Максим Заусалин, Каренин - Александр Масалов, Левин - Александр Чернявский и др.) Тем не менее "лектор", так его персонаж и обозначен в программке, пользуется текстом Набокова, а заодно и Толстого, то оставаясь, особенно во втором акте, сторонним наблюдателем, словно зачитавшись увлеченно книжкой, то, наоборот, активно вовлекаясь напрямую в действие не просто эмоционально, но и мизансценически, суетливо бегая между персонажами романа, вступая с ними в диалог, да и герои "Анны Карениной" порой подхватывают, "присваивают" лекторские суждения, комментирующие прежде всего сюжет, и в минимальной степени поэтику оригинала. В свете набоковских примечаний герои первоисточника приобретают до некоторой степени шаржевые черты, а сам лектор, в свою очередь, временами выглядит самодовольным и напыщенным, каковым Набоков, по моему глубокому убеждению, как раз и был, но Розовскому он более интересен в ином качестве.

Как мне показалась, главная тема, которую Розовский берет и использует из лекции Набокова в приложении к тексту романа Толстого - "борьба между художником и проповедником". Тут неизбежно возникает некоторый содержательный диссонанс между выбором материалом и теми задачами, которые решает режиссер, поскольку лектор, роль которого Розовский отдал Юченкову, господин, судя по его поведению, манерам, весьма увлекающийся, даже где-то экзальтированный, и холодная ирония Набокова на почти вековой дистанции к исследуемому материалу у него превращается иной раз не в лекторский, а именно что в проповеднический пафос. Если на взгляд Набокова мораль актуальна в лучшем случае как явление прикладное, социальное, но совершенно несовместимое с творчеством, с искусством, то Розовский в этой оппозиции оказывается намного ближе к Толстому, и старается (не только в данном спектакле, но во всей своей режиссерской и общественной деятельности) одно с другим примирить, соединить по возможности гармонично. Набоков тут ему больше мешает, чем помогает, поэтому чем дальше развивается последовательно толстовский сюжет, тем меньше в нем места "лектору", независимо даже от того, ведет ли он себя как профессор престижного американского колледжа или как выступающий в красном уголке массовик из райцентра.

Сюжет романа тем временем развивается от начала к концу, постепенно приближаясь к формату достаточно традиционной инсценировки повествовательной прозы. Линии Левина и Китти уделено сравнительно немного места во внутренней хронологии постановки, но ближе к финалу Левин, без коего чаще всего театры, обращающиеся к "Анне Карениной", легко обходятся, и уж точно без его семейной истории, последовавшей за гибелью Анны, неожиданно выходит чуть ли не на первый план, пускай режиссер и не оставляет на эпилог, а выносит перед эпизодом самоубийства заглавной героини. Лектор-Набоков, конечно, над левинской и толстовской утопией иронизирует, но в общем контексте спектакля набоковская ирония, демонстративно циничная (можно спорить, напускная, масочная, или идущая от характера Набокова), растворяется в морали и пафосе, будто Набоков уже готов сам себе присвоить библейское "мне отмщение..." из эпиграфа. Своеобразным пост-эпиграфом к спектаклю служит приписываемый Набокову "эксперимент" с источниками света во время лекции: мол, Пушкин - это свеча, Достоевский - настольная лампа, а Толстой - свет, льющийся из распахнутых окон. Набоков, даже если это достоверный эпизод, вкладывал в свои сравнения явно не тот же смысл, что Розовский, и уж всяко свеча ему должна была казаться метафорой творческого импульса куда более значительного и тонкого рода, чем свет белого дня. Посыл режиссера носит направленность если уж не в прямом смысле моралистическую, то гуманистическую, как это понимал Толстой - но едва ли Набоков, тем паче в период после 1940-го года, к которому относится и его лекционный цикл. Набоков постоянно подчеркивает, насколько важнее и симпатичнее ему Толстой-художник Толстого-проповедника - у Розовского расклад менее однозначный.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments