Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Кармен", компания "Dance Factory", ЮАР, Йоханнесбург, хор. Дада Масило ("DanceInversion")

Чернокожая Кармен - это не откровение и даже не бог весь какая экзотика, а почти уже штамп, отработанный не только театром, но даже и кино, достаточно вспомнить без малого десятилетней давности фильм-оперу (тоже, кстати, производства ЮАР, и неплохого качества) "Кармен из Каелитши":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/579934.html

Дада Масило сама еще и танцует заглавную партию, ловко прикрепив розу к отсутствующим волосам - цветок на обритом наголо черепе смотрится, надо признать, и по нынешним стандартам несколько неожиданно - как-то держится - но не более того. В остальном все скорее стандартно, чем скандально.

Музыка использована, естественно, оперная - многострадального Жоржа Бизе, по большей части оркестровка, где-то с остатками вокала (например, в "Хабанере"), а танцовщики временами и сами что-то подпевают, этот стон у них песней зовется, ну или, вернее, выкрики. Впрочем, последовательность музыкальных номеров в соотнесении с оперным оригиналом весьма произвольна по отношению к хронологии событий, составляющих сюжет, который, однако, со всеми вариациями прочитывается и угадывается - я бы сказал, предугадывается - на раз.

Главный сюрприз одноактного 55-минутного спектакля - как ни странно, в хореографии, но не в ее уникальности, а опять-таки в предсказуемости выбора источников вдохновения: от чернокожих южноафриканцев логичнее ждать использования традиционных этнических танцевальных - ритуальных, может быть - практик, но подобные элементы в пластической партитуре если и присутствуют, то растворяются и уж точно не становятся стиле-, а тем более смысла образующими. Преимущественно неоклассическая стилистика "декорирована" (если угодно - "разбавлена") приемами испанского фламенко, есть отдельные, и надо сказать, весьма выразительные модерновые соло, где чернокожие артисты демонстрируют близкую к звериной органику, но именно они наименее гармонично смотрятся в общей концепции, где доминирует ставка на сюжетность в содержательном плане и стремление к классической технике в формальном.

Сюжет, конечно, претерпевает некие трансформации - особенно в кульминационный момент, когда заглавную героиню партнер чуть ли не до смерти затрахал, да еще усугубил насилие глумлением: задрал юбку на лицо девушке, а сверху еще и розочку кинул. Ну да соплеменники "жертвы" отомстили этому горе-"хосе" по-свойски, на сей счет можно не переживать. По-настоящему не это меня смутило, а тот бросающийся с самого начала в глаза факт, что партнер-антагонист черной хрупкой маленькой героини - "хосе" - рослый белый мужчина в строгом костюме, идеально сидящем поверх белоснежной сорочки, в то время как "тореодор", оснащенный желто-розовым плащом - разумеется, живенький чернокожий, "коренной африканец". И таким образом центральный смысловой конфликт в подоплеке своей оказывается не гендерным, не социальным или возрастным, но - расовым, а это ход настолько прямолинейный, что в гораздо большей степени, чем любые пляски попой кверху, вульгаризирует изначальный замысел.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments