Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Гамлет" А.Тома, оркестр МГАФ в КЗЧ, дир. Бенжамин Пьоннье, сол. Игорь Головатенко, Лора Клейкомб

Хотя "Гамлет" Амбруаза Тома и не репертуарный шлягер, но и не совсем раритет, существовала долгое время даже полноценная (если не по художественному качеству, то по формату) театральная постановка в "Новой опере", выпущенная еще при Колобове, которую я, однако, успел застать и посмотреть-послушать. Правда, спектакль в редакции Колобова по продолжительности весь шел примерно столько же, сколько в концертном исполнении заняло одно только первое отделение, вместившее два из пяти актов оперы, а заканчивался он смертью Офелии, и ни Полония с Лаэртом, ни Горацио с Марцеллом там в помине не было:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1263963.html

По правде говоря, сладенькая легкая музычка второсортного французского романтизма, приближенная по технике вокала к бельканто, в полном объеме действительно нудновата, и в этом смысле подход Колобова - сократить, урезать, добавить динамики - задним числом кажется оправданным, особенно учитывая, что либреттисты Карре и Барбье сделали с драматургическим первоисточником, превратив трагедию в мелодраму ну только что не с хэппи-эндом, но с минимальными человеческими жертвами уж как минимум, а музыкальная стилистика Тома этому подходу соответствует полностью, так что местами "Гамлет" - почти что оперетка. Пьоннье, однако, жертвовать длиннотами в популистских целях не стал - что для концерта тоже, наверное, правильно, хотя поначалу исполнение меня утомляло. Да и филармонический оркестр, на увертюре по крайней мере, играл не совсем стройно - впрочем, быстро выровнялся, дирижер оказался против ожидания толковый, а главное, неплохо поработал с солистами. Да и голоса подобрались не самые последние.

Игорь Головатенко, пусть не в самой лучшей, похоже, форме выступал, на протяжении всего вечера у него то и дело случались мелкие, и все-таки досадные огрехи, при том что вообще он певец классный, один из лучших русскоязычных баритонов своего поколения, а может и просто лучший. Мне показалось, он пытался преподнести своего Гамлета как образ все-таки драматический, трагический - но для музыки Тома "драматизма" вышло многовато. Лора Клейкомб, многократно выступавшая в Москве, и не только в концертах, но и в репертуарных спектаклях Большого как приглашенная солистка, на правах любимицы публики попыталась театрализовать свою партию, разбрасывала от лица сумасшедшей Офелии цветочки в зал, там их охотно ловили и по окончании мероприятия отдарились сторицей, но даже если какие-то эмоции и жесты были в ее выступлении могли казаться избыточными, то нельзя не признать - для своего возраста она партию провела более чем достойна, а четвертый акт, фактически моноспектакль для сопрано при участии хора, развернутый, почти получасовой (уже вроде все, Офелия крикнула последний раз на кульминации и утопла, зритель в восторге хлопает и топает - а героиня прочухалась и продолжает сладкоголосо страдать) отпела и отыграла даже если несовершенно в каких-то деталях, то абсолютно убедительно по сути. Другое дело, что с таким голоском, как у Клейкомб, и в ее неюные годы ни Мусоргского, ни хотя бы Верди особо не попоешь, а для Тома - в самый раз, то что доктор прописал. В принципе, так можно сказать и про меццо Дорис Лампрехт с ее Гертрудой - партия немаленькая по объему, а тетенька уже в возрасте, голос усталый, и все-таки вынесла эту ношу прилично. Клавдия пел Рафал Шивек - польского происхождения бас, на редкость голосистый, мощный, настолько, что, пожалуй, чересчур для подобной музычки - вот его я бы послушал в Вагнере, ну в том же Верди, на худой конец, а тут - вроде все неплохо, но как бы из другой оперы. К пятому акту, по-моему, подвыдохлись все, начиная со старушки Дорис Лампрехт, заканчивая оркестрантами. Кроме того, как ни странно, в редакции Колобова, который Тома не только сокращал, но и частично переоркестровывал, из тягучего потока патоки в "Гамлете" выделялись несколько ну если не шлягерных, то ярких эпизодов, у Пьоннье же "Гамлет" превратился в любопытную как факт, но бесконечную засахаренную тянучку, и самое при этом забавное, что длинная, довольно монотонная при явной легковесности опера заканчивается, будто обрывается, неожиданно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments