Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

усталые, но довольные: "Русский блюз. Поход за грибами" в ШДИ, реж. Дмитрий Крымов

Попытки эпического мышления в театре предпринимаются одна за одной, в разных формах и на разном материале - от "Кому на Руси жить хорошо" Серебренникова до "Северной одиссеи" Гранитовой. Но ироничный, отчасти саркастичный, хотя и окрашенный в печальные "блюзовые" тона крымовский "эпос" выстраивается не на умозрительном "поиске смысла жизни", как у Серебренникова, и не на криминально-бытовой затее с торговлей ворованным спиртом, как у Гранитовой (и первое, и второе - на свой лад, но в равной степени экстрим, годится не для каждого), а на вроде бы простом, понятном, привычном и общепринятом занятии, в то же время практически ритуальном, привязанном (почти как новогодний поход в баню в одном известном фильме) к календарю, и непременно коллективном, а связь эпоса с ритуалом, да еще с настоящим, прочно присутствующим в повседневной жизни, не выхолощенным и не утратившим соотнесенность с реальностью, как религиозные или светские праздничные обряды. Впрочем, что касается светских праздников - среди них тоже есть не чисто номинальные, но переживаемые как таинство, как мистериальное чудо, и прежде всего это свадьба - Крымов органично включает "брачный" сюжетный мотив в "грибницу" своего нового сочинения.

Герои - бывшие одноклассники, выпускники 18-го московского лицея трехлетней давности - ежегодно ходят за грибами, а между этими походами не всегда видятся, и только накануне очередного сбора один может узнать, что другой товарищ давно умер, почти сразу после предыдущей встречи, "что-то сердцем"... По возвращении - "усталые, но довольные" (незабываемый речевой штамп из пионерского детства, на каких Крымов во многом и строит свой нелинейный нарратив) - они садятся подсчитывать грибы, и счет уводит их в бесконечность чисел натурального ряда. Побочный сюжет - героиня собралась за грибами, а у нее канализацию прорвало и говно из унитаза поднялось, но сантехники сами грибники и понимают, что женщине надо торопиться на электричку, поэтому все делают быстро. А невеста моряку-подводнику передает в плавание банку маслят - лодка, как водится в России, утонула, жених погиб, но грибы в банке уцелели на дне морском и даже, надо думать, сохраняют свои не только питательные, но и лечебные свойства (как сохранили грибные запасы пострадавших при наводнении в Енисейске - напоминает между прочим рассказчик) на радость водолазам-спасателям. Вообще поход за грибами - дело приятное и не слишком рискованное - в отличие, например, от подледного рыбного лова, когда рыбаков может запросто унести на льдине: есть в спектакле и такой эпизод.

После двух удачных спектаклей по текстам классической драматургии 19-го века ("Три сестры" Чехова, "Поздняя любовь" Островского) Крымов, обогатив свой стиль этим опытом, вернулся к более привычному для себя формату, который за неимением более точного определения принято обозначать как "театр художника". Однако сюжетная, пространственная и хронологическая дискретность грибного эпоса не разрушает своеобразную целостность всей композиции, а сказочность и условность многих образов (невеста утонувшего подводника благодаря экстравагантному свадебному наряду, подсказанному меланхоличной портнихой, превращается в русалку, а женщине, возможно, этой же самой портнихе, с затопленным дома унитазом является необычайной элегантности антропоморфная какашка в исполнении Вадима Дубровина, при белом смокинге, шляпе и галстуке-бабочке, так что аналогичный персонаж Олега Соколова в "Гаргантюа и Пантагрюэле" Богомолова вспоминается теперь как довольно скромный) не мешает его восприятию с отчасти где-то ностальгическим - даже я, бесконечно далекий от природы, в детстве ходил в лес и собирал грибы - а где-то, конечно, юмористическим настроем. Декорация Марии Трегубовой выстроена в основном из картонных коробок, текст рассказчика-повествователя транслируется в наушники из пластиковой радиобудки (в его сопутствующие комментарии и байки логично вклинивается зачин из "Илиады" Гомера, чтоб не сбивать эпический тон), сопровождающее всюду грибников оперное пение Анны Синякиной (вокализы написаны Кузьмой Бодровым) перебивается скерцо из симфонии Шостаковича, а в компанию выпускников 18-го лицея и постоянных участников крымовской лаборатории (Максим Маминов, Миша Уманец, Сергей Мелконян, особого восхищения заслуживает работа Марии Смольниковой) вливается соседка Ада Гавриловна в исполнении Оксаны Мысиной - повседневное и исключительное, сакральное и бытовое в этом "культпоходе за грибами" соседствует и взаимодействует очень естественно.

Грибы, как всякий знает если не по личному опыту, то из художественной литературы и кино, бывают разные, но в данном случае галлюциногенный эффект достигается исключительно средствами театральной выразительности, мифологичность же "грибов", самых обыкновенных, съедобных, связана не с их биохимическими свойствами, а с тем, кроме шуток, значительным местом, которые они занимают как в обиходной, так и в художественной культуре. В спектакле Крымова о грибах вещает замогильным "голосом победы" Юрий Левитан, а грибники договариваются между собой: "через 17 километров будет муравейник, он с петровских времен еще там, вот около него и встретимся" (правда, посмотрев за день спектакль дважды, на второй раз я этой фразы недосчитался, но может быть, просто пропустил) - и при таких по-настоящему "эпических" масштабах географии и хронологии поход за грибами неизбежно превращается в путешествие за Синей птицей, на что намекают сами создатели спектакля.

И снова я вспомнил замечательную публикацию 2001 года в "Экспресс-газете" о том, как перед концертом Диана Гурцкая с музыкантами пошла в лес по грибы и заблудилась. Концерт чуть было не сорвался, но как это свойственно незрячим, Гурцкая обладает особо острым слухом, поэтому певице издалека удалось расслышать шум проходящего вдалеке поезда и вовремя выйти к людям. Статья эта, помимо всего прочего, была пиаровской, проплаченной (над чем мы как раз недавно посмеивались с Мишей Филимоновым) - но, по-моему, "грибной" мифологический контекст, пронизывающий все какие угодно сферы жизни, именно тут проявляется наиболее ярко. Да, та заметка еще сопровождалась фотографией - ее героиня в лесу, склоняется к траве, и подпись: "Диана Гурцкая ищет грибы по запаху".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments