Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Эшби" реж. Тони МакНамара

Сперва мне пришлось уйти на середине и, в принципе, по первой четверти часа уже более-менее все понятно, но я на следующий день вернулся досматривать и, хотя сюжет и характеры развивались именно так, как я предполагал, кино в целом оказалось не то чтоб сложнее или умнее, но, что ли, тоньше, при всей его внешней прямолинейности и сентиментальности. Глазастый и улыбчивый Нат Вулф, коренной голливудец и свежая звездочка, играет 17-летнего умного, но трусливого еврейского мальчика Эда, который переехал с мамой-разведенкой из Орегона на восточное побережье. Отец занят новой семьей, мать вся в попытках наладить собственную личную жизнь, друзей и тем более девушки на новом месте у Эда нет, но когда в школе задают написать эссе на материале беседы с пожилым, опытным, знающим мир человеком, Эд, недалеко уходя от дома, знакомится с персонажем Микки Рурка, престарелым и больным соседом Эшби, предполагая, что тот не более чем торговец салфетками на пенсии. Однако пенсионер в действительности - киллер ЦРУ. При этом, как вообще принято у киллеров (надо же - не только у православных) - истово верующий. У него обнаружен рак мозга, жить осталось месяца три от силы, а на том свете, уверен Эшби, его ждут жена и дочь, умершая от передозировки в 19-летнем возрасте, пока отец выполнял очередное правительственное задание в Латинской Америке. Но чтобы встретиться с ними, Эшби надо попасть в рай, а среди почти сотни им убитых нашелся один невинный - его прикончили, потому что он мешал соратникам из конторы (что-то типа "кооператива "Озеро") построить торговый центр и нажить миллионы. Искупает свою вину Эшби привычным способом - убивая былых подельников. Но из-за болезни мозга сам не может водить машину - и ему помогает новый юный друг, а старик, со своей стороны, воспитывает тинейджера в духе "традиционных ценностей".

При всем том, что где США и где РФ, где ЦРУ и где КГБ, иногда в "Эшби" включается "лунгин" (между Микки Рурком и Петром Мамоновым при желании тоже можно углядеть некое сходство типажей и амплуа - сколь ни разными путями один и другой к такому пришли), и тогда душеспасительная история раскаявшегося убийцы выглядит, мягко говоря, неловкой, надуманной. Немногим легче верится в линию с тинейджером - не без влияния Эшби, но также и в результате самовоспитания "ботаник" становится спортсменом, из преследуемого за интеллектуальное превосходство отщепенца - неформальным лидером футбольной команды, ну и очкастая девушка, прилагающаяся к аппарату сканирования мозга (самый неординарный ироничный ход в сюжете), признает Эда своей "половинкой", а мужик, с которым Эд заставал мать на кухне за минетом, вроде бы готов к "серьезным отношениям" с разведенной бабенкой. Значение уроков Эшби, усвоенных Эдом, следует оценить по достоинствам - мальчик стал мужчиной (номинально он, правда, потерял девственность по пьяни на футбольной вечеринке с малознакомой шлюшкой, а вовсе не с очкастой девушкой своей мечты, но та его простила и, надо думать, у них все еще впереди), сделал строгое внушение бойфренду матери, а самого Эшби уберег от последнего убийства, что после успешной исповеди и отпущения грехов могло бы перекрыть киллеру уже проторенную было дорогу в рай к любимым супруге с дочкой. Пускай Эшби, не убив последнего из прежних товарищей, сам получил пулю, не отжив даже положенного по врачебным выкладкам срока, зато обрел жизнь вечную.

Развязка, может и невольно, отсылает к "Гран Торино" - хотя стоит вспомнить, что даже там герой Клинта Иствуда, будучи этническим поляком, не был столь религиозен, и скорее уповал на человеческую, земную, а не божественную, небесную справедливость. Не то чтоб в "Эшби" сентиментальность и пафос совсем не прикрыты фиговым листком иронии, но торчат они из-под него так явственно, что выходит порой неприлично. Мало того - трудно поверить, и все же Эшби остается героической личностью не только потому, что священник отпустил ему грехи, но и потому, что за единственным исключением все его жертвы были врагами США, а значит, мира и свободы. Приятно, что у американского правительства на службе еще остались подобные молодцы, но уж такая это редкость по нынешним временам и стандартам, что в искренность режиссера поверить трудно. Да и Микки Рурк играет скорее пародию на Клинта Иствуда, чем пытается ему подражать. Ну и наконец все, чему Эшби успевает научить Эда - "будь мужиком", "отрасти яйца", "позаботься о матери", "помирись с девушкой" и т.д., создатели фильма вкладывают в уста персонажа, которому и медицина-то не давала больше трех месяцев, а посланцы из "кооператива "Озеро" и этот срок умудрились ему насильственно укоротить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments