Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Лукас Генюшас. Эмансипация консонанса"

Презентация выпущенного фирмой "Мелодия" сольного диска Генюшаса должна состояться в рамках его концерта в МЗК, куда я не собирался, поэтому решил хотя бы послушать запись, но не посмотрел заранее концертную программу, и содержание трек-листа для меня стало в значительной мере сюрпризом. Оказалось, что "Эмансипация консонанса" - очень целостный и весьма специфический альбом, составленный исключительно из фортепианных миниатюр (три с лишним десятка треков и редко какой из них длится дольше двух-трех минут, а многие - меньше минуты) и, хотя вся музыка создана еще в 1980-е, только современных, ныне здравствующих авторов.

Впрочем, что касается третьего из них, Владимира Рябова, то его цикл "Избранные русские песни в обработке для фортепиано" (1989-90) представляет из себя, вопреки скромному термину "обработки", авторские вариации на темы народных песен, подчас развернутые, не одномерные, далеко уходящие по настроению от первоисточника и значительно усложняющие его содержательный план (в ямщицком романсе "Однозвучно гремит колокольчик", к примеру, в одной из вариаций слышится что-то совсем неземное, сновидческое, звуковое марево), но все-таки сохраняющие и куплетную форму, и внятную, лежащую в основе каждой пьесы, легко опознаваемую тему.

Пьесы Валерия Арзуманова (избранное из цикла "27 легких пьес для фортепиано", 1985) - более "оригинальные", но и в них присутствуют цитаты, аллюзии, иногда прямые, иногда косвенные отсылы, причем к очень разным культурным, музыкальным пластам: "Посвящение Малеру" соседствует на диске с "Посвящением Лещенко" - в последнем случае имеется в виду Петр Лещенко (в основе - мотивчик "Татьяна, помнишь дни золотые"), но, в принципе, такая связка даже более сомнительна, чем если бы это был Лев Лещенко, к тому же с советской эстрадой композитор, давным-давно живущий во Франции, и даже учившийся там у Мессиана, тоже "ностальгически" заигрывает.

Про Мессиана я прочитал во вступительной статье "Постмодернизм 1980-х в советской музыке: и вновь "новая простота", чье авторство принадлежит самому Генюшасу - текст достаточно содержательный и, при некоторой корявости, музыковедчески состоятельный, толковый, при явной незаученности, без начетничества и дидактизма, свежести взгляда Генюшаса на тему, о которой он берется рассуждать: "популярный" жанр в современной музыке "академического" направления, "простота" как "маска" постмодернизма, как "реакция на господство радикального авангарда, ставшего мейнстримом академической музыки второй половины 20-го века". То есть по факту альбом близок к направлению "кроссовер", лично мне скорее антипатичного и уж точно малоинтересного, но Генюшас, у меня возникло ощущение, ставил перед собой здесь задачи не популистского, а напротив, экспериментаторского характера, собирая на диске пьески как бы "легкие", благозвучные, мелодичные и даже с узнаваемыми мотивчиками, но современные как по духу, по настроению, так и по композиторской технике.

Главный, программный из трех циклов, вошедших в альбом - "Отзвуки театра" Леонида Десятникова (тоже 1985), нынешнего юбиляра. Из его же терминологии заимствовано и название диска - "Эмансипация консонанса" (наряду с двумя другими ироничными "максимами": "преображение банального" и "минимализм с человеческим лицом"). Цикл составили пьески, написанные Десятниковым на материале его музыки для кукольных спектаклей, так что в основном это характерные, жанровые, а где-то, можно предположить, и сюжетные зарисовки ("Из жизни Кащея", "Водевиль", "Рондо-погоня" и др.), соединяющие эскизную непритязательность с точно простроенной внутренней драматургией. В целом свойственная Десятникову "программность" содержания и обманчивая простота формы как нельзя лучше вписывается в общий контекст альбома, но и придает ему, остальным двум циклам, Арзуманова и Рябова (чей удельный вес по объему звучания значительно превышает десятниковский опус, при том что цикл Арзуманова использован выборочно) более высокий, если угодно, статус.

Так что при желании можно считать "Эмансипацию консонанса" Генюшаса личным концептуальным высказыванием, а не просто диском "фоновой" музычки, хотя в таковом качестве он тоже пригоден к употреблению в повседневном обиходе - сам слушал ночью (когда на Ру-тв и Муз-тв параллельно гонят "Мбэнд", а Егора Крида не дождешься) и не без удовольствия, однако задайся я вопросом, потратить ли вечер на концерт с программой, полностью составленной из сочинений, вошедших в альбом, то с большой долей вероятности ответ был бы отрицательный.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments