Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Золотой дракон" Р.Шиммельпфеннига в проекте "Репетиции" Театра на Таганке, реж. Валерия Суркова

Проект задуман с размахом, превосходящим аналогичную лабораторию МХТ: планируется за сезон показать около трех десятков эскизов спектаклей, отрепетированных за недельный срок приглашенными режиссерами разной степени молодости с актерами театра на Таганке опять-таки различных поколений вплоть до ветеранов-"основоположников". Из открывавших цикл четырех показов в помещении бывшей "Открытой сцены" (студия на Поварской) я попал только на последний, пропустив, в частности, "Землю Эльзы" с участием Селютиной и Полицеймако, хотя это наверняка было интереснее, чем "Золотой дракон", решенный Валерией Сурковым в формате читки с использованием техники мэппинга - то и другое давно стало общим местом, к стилизованной читке нынче прибегают даже Сергей Женовач с Константином Райкиным, так что для "экспериментальной", "лабораторной" работы подобный ход уже позавчерашний день, а с другой стороны, убери из рук актеров текст - и в таком виде опус Сурковой лишится остатков смысла. При том что пьесу Шиммельпфенига "Золотой дракон" уже представляли на читке сколько-то лет назад в рамках не то "Территории", не то "НЕТа", и, кажется, даже печатали в одном из выпусков сборника "ШАГ" (а до этого бесславно ставили другое его сочинение "Арабская ночь"), но дело даже не в том, что пьеса не новая, а в том, что "Золотой дракон", и это вообще характерно для современной европейской, в частности, немецкоязычной драматургии - до сблева напыщенная конъюнктурная графомания конвейерной сборки: дискриминация, эксплуатация, два заброшенных и никого не волнующих азиатских трупа, брата и сестры, посреди благополучной Европы, путешествия гнилого зуба, будто магического "зуба дракона", басенные стрекоза и муравей как социальные архетипы в приложении к критике капитализма - примитивнейший популистский ход, "прорастание" хрестоматийной сказки-притчи сквозь реалистическую драму. Все это Суркова представила, и не придумала ничего получше, как чтение по бумажке, где за персонажей-женщин говорят актеры, а за мужских персонажей - актрисы (еще одно позавчерашнее "новаторство"). Ну и мэппинг-шмеппинг, куда без него, причем актеры рисовали краской на лице и картинка, трансформируемая компьютерной программой, проецировалась на сцену; а потом умывались в аквариуме с водой, которая становилась все грязнее и грязнее. В качестве приятного бонуса - песня "Я буду любить тебя всегда", проходящая контрапунктом-лейтмотивом. Дружески настроенная "своя" публика ревела от восторга, какие-то злюки плевались и называли мероприятие - в целом, а не только данный конкретный показ - "мертвечиной", но меня поражает другое. Цель проекта озвучена вполне прикладная, а именно - понять, кто из режиссеров нового поколения "подходит" для работы с актерами Таганки и может задать свежее направление его развитию. Мне кажется, задача сия до такой степени утопическая (я бы даже сказал - схоластическая, чисто формальная), что на нее изначально не стоило бы ориентироваться, а вместо этого сосредоточиться на достоинствах и недостатках каждой отдельной режиссерско-актерской работы с пьесой в частности, и там уж как получится с ее репертуарной судьбой, так и будет. Правда, по "Золотому дракону" Сурковой судя, с недостатками пока легче, чем с достижениями, и радужных перспектив не просматривается.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments