Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Море и летающая рыба" реж. Мехрдад Гафарзаде

А ведь это "лучший фильм" последнего ММКФ по версии "многоуважаемых шкафов" из фестивального жюри - я его там не видел, иранское кино на фестивале не смотрю, тем более конкурсное, для себя тогда нашел фильмы и получше (на "Героев зла" два раза ходил!), но по телевизору глянул. Фамилия режиссера, насколько я понимаю, выдает его азербайджанское происхождение, а заодно и обозначает более конкретно место действия - северный Иран, то бишь южный Азербайджан, в начале прошлого века оккупированный персами с подачи русских. События разворачиваются в исправительной колонии для несовершеннолетних, чем "Море и летающая рыба" отчасти перекликаются и по тематике, и по проблематике с "Молодой кровью" Эммануэль Берко, позволяя отметить разницу в подходах как педагогических, так и художественных. Прекраснодушная француженка кропотливо, с последовательностью, доходящей до занудства, воссоздает скрупулезные попытки вернуть маленького отморозка на путь истинный, и два часа кряду показывает, как куча вроде бы вменяемых людей тетешкаются с конченым ублюдком, который, заделав дочке воспитательницы ребенка, вдруг неожиданно сам "перевоспитывается", во что поверить невозможно, по-моему, даже при большом желании, тем более, что подается это у французов в сугубо реалистическом плане:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3172355.html

В иранской "Летающей рыбе" реалистический план воссоздан неплохо, уж точно кинематографически интереснее и оригинальнее, чем во французском "аналоге". В колонии ждут комиссию с участием иностранных наблюдателей. Учителя - злюки, директор склонен показухе, а некоторые, видать, и подворовывают. К приезду комиссии придумано организовать хор из воспитанников и приветствовать гостей пением. Тем временем один из заключенных, глухонемой Эсхан, доводит весь персонал до белого каления тем, что рисует повсюду и всем, что попадется под руку - рыб, птиц, кроликов. Предыстория Эсхана такова: отец рыбачил незаконно, попал в тюрьму; сам он торговал пиратским видео, был обвинен в краже золота у жены клиента малолетнюю сестру "продают" замуж, чтоб выкупить отца из заключения - поэтому Эсхану надо выбраться за стену, чтоб спасти сестру от насильственного брака. Помимо художественных талантов, у Эсхана есть и другие - он агрессивен, может постоять за себя, способен не только рисовать чем угодно, но и, например, сделать опасное оружие из зубной щетки - в связи с чем все воспитанники некоторое время по приказу директора вынуждены чистить зубы пальцами.

Но чем дальше, тем больше картина дает крен в фантасмагорию, причем до неприличия предсказуемую: ну понятно же, что если герой рисует на тюремной стене море, то в финале море материализуется буквально и герой в него нырнет, а там и летающие рыбы подтянутся. Вот так в Иране преодолевают стены тюрьмы - силой искусства. Немота героя, понятно, не менее метафорично, чем нарисованное на стене море, оказавшееся настоящим окном на свободу - Эсхана никто не понимает, кроме одного мальчика, которого вынуждают "переводить". И все это без дополнительных "поэтических" красивостей достаточно остро и глубоко - финал же оборачивается пошлятиной. Хотя фильм не длинный и не нудный (не в пример "Молодой крови" Берко), приемы "фантастического реализма" его сильно портят. Достаточно было бы показать: людоедское цивилизационно-неполноценное сообщество обитателей Ирана не имеет право на существование, лучшее, что можно сделать с этими несчастными - отравить насмерть газом, чтоб не мучились дальше. А они, видите ли, сквозь стены ходят, мол: нарисуем - будем жить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments