Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

юбилей Герарда Васильева в театре Оперетты

Когда я был школьником, статьи про Герарда Васильева выходили с заголовками типа "Он все еще дьявольски красив", подразумевая, что возраст, конечно, у артиста не юный, но форма отличная. "Вот, посмотрите - какой красивый юноша идет" - указывал мне на Герарда Васильева двадцать лет спустя ныне покойный Ян Коваленский, который, кстати, был младше Васильева. Дожить до восьмидесяти лет - дело, конечно, почетное и очень непростое, но бывает, доживают и до более круглых дат, и тоже празднуют юбилеи. Однако я бы назвал вечер Васильева в Оперетте не "юбилейным", а "творческим", потому что - ну заслуга Жанны Жердер как режиссера в том безусловно тоже имеется - вместо славословий и возложений корзин с цветами Герард Васильев здесь предстал не просто человеком солидным и популярным, но в первую очередь, что называется, "творчески неуспокоенным".

Признаться, я этого даже не ожидал, готовясь услышать - помимо телеграмм от Путина - что-нибудь вроде "Помнишь ли ты", "Иду к "Максиму" я" и, в лучшем случае, "Севастопольский вальс помнят все моряки". Вместо этого программа оказалась составлена из номеров, большую часть которых я не то что раньше не знал, но и сами называния этих оперетт мне незнакомы, при том что, не будучи, допустим, специалистом в области данного жанра, я довольно много, казалось мне, все-таки вижу и слушаю, а судя по качеству русскоязычных текстов, переводы и переложения этих произведений когда-то были в ходу, но давно и прочно забыты: "Дьявольский наездник" и "Герцогиня из Чикаго" Кальмана, "Баронесса Лили" Хуски, "Нищий студент" Миллиекера, "Великая герцогиня Герольштейнская" Оффенаха - роскошный, но абсолютно раритетный по нынешним, по крайней мере, временам музыкальный материал. Совсем без шлягеров тоже не обошлось, разумеется - Васильев исполнил и арию Мистера Икса из "Принцессы цирка", и дуэт Ганны и Данило из "Веселой вдовы" вместе с Еленой Ионовой, он вообще пел сам довольно много, что тоже кое о чем говорит, ну а что касается остальных исполнителей - понятно, в программе задействовали все силы театра, но опять-таки, уж на что мэтр Юрий Веденеев, а вышел с не самыми, казалось бы, "выигрышными" куплетами Оллендорфа из "Нищего студента" Миллекера, и блеснул, и всех покорил, и заодно кого-то (меня в том числе) познакомил с малоизвестным образцом жанра.

Такой творческий, как сказали бы сегодня, "креативный" подход к юбилею позволяет, не делая скидок на возраст и статус чествуемого, отметить и какие-то просчеты в драматургической композиции вечера - некоторый сумбур первой части, где по задумке юбиляр объясняет своему сыну-подростку (и его соученикам по Академии детского мюзикла), что такое оперетта, на конкретных примерах, и несоответствие формата "киносъемок", заимствованного отчасти из недавнего премьерного спектакля "Вольный ветер мечты", стилистике многих номеров во втором отделении: что-то найдено и сделано удачно, например, микс из кинохитов Александра Зацепина, что-то в "киносъемочную" структуру вписалось хуже, а уместность пародий на Жириновского и Виктюка в таком контексте можно было бы обсудить отдельно - впрочем, так или иначе, вопросов к этой композиции лично у меня возникло точно меньше, чем непосредственно к "Вольному ветру" Жердер. Зато невозможно не восхищаться внутренней свободой Герарда Васильева - вот не чувствует он груза лет и совершенно не комплексует по поводу очередной даты (могу только позавидовать), не считает неловким сделать сына, которому лет 12-13, вторым главным героем вечера, не говоря уже про номер, где обыгрывается - и пропевается - "дым сигарет", и сам юбиляр тоже выходит на сцену с сигаретой, пускай электронной (в жизни Васильев, кажется, не курит): нынче, когда, помимо всякого прочего идиотизма, развернута повсеместная "борьба с курением" (так что даже спектакль "Джейн Эйр" сопровождается пометками типа "минздрав предупреждает"), это тоже, в общем-то, некий вызов нелепым условностям. Парадокс: более условного жанра, чем оперетта, музыкальная комедия - не придумаешь, а Герард Васильев нимало не похож на "опереточного персонажа" (в отличие, между прочим, от некоторых его поклонников из числа депутатов и телеведущих, присутствовавших на вечере, а пуще того поклонниц - бабок в шапках: ощущение в зале было, что сидишь в аквариуме с каракатицами), даже в пафосе его нет наигрыша, все настоящее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments