Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Альенде в своем лабиринте" реж. Мигель Литтин (чилийское кино в "35 мм")

Фильм о последних днях, а точнее, о последних семи часах Сальвадора Альенде в осажденном президентском дворце Ла Модена - копродукция Чили с Венесуэлой, а участие Венесуэлы не оставляет для и без того идеологически ангажированного проекта никаких шансов: демоничные американцы организовали военный переворот против демократического президента свободной страны, чтобы сохранить собственность транснациональных компаний и свое империалистическое господство в Латинской Америке. Но это, допустим, не ново - мифологизация и канонизация Альенде началась еще в 1970-е, к ней приложили руку известные режиссеры и популярные актеры, достаточно вспомнить "Пропавшего без вести" или "Над Сантьяго идет дождь", не говоря уже про всхлип "они Альенде убили!" в панфиловском "Прошу слова". Но это все взгляд со стороны, тогда как "Альенде в своем лабиринте" выводит заглавного героя крупным планом. И при всей идеологической предвзятости, заведомо лживой запрограммированности и пафоса, фильм мало того что достаточно умело сделан, очень кинематографичен, но еще и создан с такой неподдельной искренностью, с такой любовью авторов к герою, что волей-неволей проникаешься их настроем, ну прямо чуть ли не на уровне "Чапай, плыви!", это без шуток. И совсем серьезно стоит заметить, что несмотря на идеологические клише и прямолинейную романтизацию образа Альенде, кино получилось по-своему честное, не обходящее острых углов истории и предыстории событий 11 сентября 1973 года, пусть и подающее их в сугубо апологетическом, почти агиографическом свете - углов того пресловутого "лабиринта", в который Сальвадор Альенде, народолюбивый аристократ, возомнивший себя революционером буржуа-гуманист, загнал сам себя и страну, которую, между прочим, сумел возглавить в результате всеобщих выборов лишь с четвертой попытки, а за три года пребывания у власти успел настроить против себя не только высшие круги и средние классы, но и значительную часть рабочих. Легко кивать на американцев - мол, они, империалисты проклятые, подгадили, а то бы Чили с Альенде процветали. Но хорошо бы разобраться, что произошло на самом деле.

Как ни странно, авторы фильма не слишком упираются в иллюзию "происков вашингтонского обкома", а делают акцент на политические и идеологические противоречия и действий непосредственно Альенде, и его окружения. Альенде не хочет гражданской войны, верит в мирную революцию, но готов защищать ее с оружием в руках - а между тем часть народа, готовая его поддержать, по его же распоряжению обезоружена, партия Альенде проводила политику ограничения вооружений для гражданского населения. Альенде хочет добра беднякам - но не желал сильно злить богачей. Наконец, и это один из самых острых моментов картины, Альенде до последнего рассчитывает на верность Пиночета. Кроме того, Альенде любит порисоваться, постоянно произносит напыщенные, будто со сцены и для вечности, пафосные речи, хотя выглядит при этом замухрышкой-интеллигентом - впрочем, надо делать скидку на латиноамериканский темперамент, может, то, что мне показалось карикатурой (как, например, в современном узбекском жанровом кино), у них считается эталоном скромности и самоотверженности. Так же и с эпизодами, где Альенде "общается" с только что застрелившимся соратником, "завещавшим" бороться насмерть, или уговаривает беременную дочь покинуть дворец, уверяя, что генерал-путчист сдержит данное ему в телефонном разговоре слово не стрелять по женщинам, или с той же настойчивостью убеждает уйти и спастись 22-летнего защитника дворца, потомственного однопартийца, а тот, отказавшись, умирает на руках у своего президента, застреленный, но успевает тоже много чего трогательного с кровью на устах наговорить. Однако лично меня гораздо сильнее зацепили менее эффектные, но более содержательные моменты, касающиеся противоречий политической программы и стратегии Альенде, вплоть до того, что лежат они с соратниками на полу под обстрелом, и один шепчет: надо выходить с белым флагом, это бессмысленная бойня, а другой - да мы же революционеры, революционеры не сдаются, и Альенде постоянно в размышлениях - он вроде как "не сдается", но в итоге велит оставшимся в живых выходить с белым флагом (окровавленным халатом врача), а сам остается.

Так или иначе, история любит неудачников, она предпочитает их деятелям успешным, добившимся своего и не упавшим под конец с высоты, а мирно почившим на лаврах - не та, конечно, история, которая пишется продажными академиками под диктовку соответствующих ведомств, особенно в фашистских государствах, но та, что воплощается в мифах и поэмах, в романах, пьесах и фильмах. Кому в качестве персонажа может быть интересен, к примеру, Бисмарк - ну в лучшем случае сгодится для исторического мини-телесериала, и то не в качестве центральной фигуры, а скорее эпизодической, да еще поди и с комедийным, гротесковым оттенком, и это еще в лучшем случае. Потому как тот же Пиночет, чтоб далеко не ходить за примером, ни о чем великом и возвышенном не грезил, зато 17 лет пробыл у власти, обеспечил своей стране относительное благополучие на десятилетия вперед, потом мирно, через выборы, передал власть, сам дожил до преклонных лет и не был ни повешен, ни расстрелян - ну разве это герой? Предатель и убийца, однозначно. В данном фильме он вообще остается внеэкранным персонажем, да и в других картинах про Альенде, а их огромное количество (и только в рамках нынешнего фестиваля - не единственная), помнится, его стараются не выводить во плоти. Зато тех, кто рвался к власти безрезультатно, или дорвался, но быстро свалился с трона, был насильственно свергнут, или даже спустя долгий срок остался на пепелище того, что строил годами на чужой крови - вот тех, пускай порой и проклиная, воспевают поэты, про них снимают фильмы. А уж таким, кто ничего путного не сделал, а только мечтал да болтал, и в итоге попал под раздачу, самое место на пьедесталах, в иконостасах, ну и на киноэкранах, естественно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments