Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Арво Пярт в МЗК и БЗК, дир. Андрес Мустонен

Посвященный 80-летию Пярта фестиваль "Зеркало в зеркале" открывался двумя концертами разных масштабов, с разными программами и на разных, хотя и консерваторских, площадках. Сам Пярт едва ли почтит присутствием мероприятия в имперской метрополии, откуда он, по счастью, давно и благополучно выбрался. Но музыка исполняется - без помпы, без телекамер православных каналов, зато разнообразная и на приличном уровне.

Вечерний концерт в БЗК, правда, можно было, по-моему, выстроить более гладко по программе, пусть и в ущерб разноплановости сочинений: звучали хоры а капелла, оркестровые и вокально-симфонические опусы, а также Trivium для органа (играла Евгения Кривицкая). Камерный консерваторский оркестр, почти детский, достойно исполнил с солистами-инструменталистами Коллаж на тему B-A-C-H для гобоя, клавесина, фортепиано и струнного оркестра, консерваторский хор Соловьева - "Богородице дево". Заигрывание Пярта с православными традициями, пускай и на уровне абсолютно условном и сугубо эстетическом, я бы даже сказал, где-то эстетском, то есть бесконечно далеком от подлинной безбожной и криминальной сущности православия, до сих пор отчасти удивляет, но его художественный результат настолько убедителен, что идеологическая, тем более политическая подоплека (а где православие - там неизбежна политика) уходит на второй план. Особенно это касалось такой замечательной вещи, как оратория "Плач Адама" на русскоязычный текст, как выяснилось, Силуана Афонского. Может быть, чуть более однообразно прозвучал «Преподобный Агафон» для сопрано, тенора, женского хора и струнного оркестра (редакция 2008 года) - солировали Анастасия Белукова и Дмитрий Пьянов.

При различии исполнительских составов, однако, первое отделение все-таки отчасти вышло монотонным, поскольку его составили преимущественно опусы созерцательного настроя либо погружающие в глубины сознания. Второе же открывалось ранней короткой оркестровой штучкой "Perpetuum mobile" (посвященной Луиджи Ноно) - и вот там уже проявилась ярко выраженная динамика, с кульминацией, от которой может дух захватить. Завершало же вечер произведение, уже исполненное в этом году под занавес минувшего сезона Геннадием Рождественским - Lamentate для фортепиано и оркестра, но на Рождественском я не был (там играла, естественно, Постникова, и это я вообще с трудом себе представляю), поэтому версии сравнивать не могу. Здесь уже на смену камерному оркестру МГК пришел чуть более "возрастной" большой концертный консерваторский оркестр, за роялем - Алексей Любимов. Lamentate имеет подзаголовок "дань почтения Анишу Капуру и его скульптуре "Марсий" - я так понимаю, что "Марсий" - это огромная конструкция красного цвета в форме раструба, но насколько важно соотносить музыку Пярта с этим визуальным образом - вопрос спорный, вот уж в данном случае музыка точно говорит сама за себя. Тут и динамические контрасты в оркестре, и эмоциональные всплески фортепианных соло, а не просто смиренная созерцательность, проявились в наивысшей степени.

И все-таки, если честно, куда более скромный дневной концерт в малом зале консерватории, по-моему, оказался более важным и знаковым, а также и симптоматичным. Вечерним концертом, за исключением хоров а капелла и, понятно, органного соло, дирижировал Андрес Мустонен. Он же выступал в малом зале днем со своим таллиннским ансамблем Hortus Musicus, возникшем еще в 1970-е в оккупированной русскими Эстонии. Программа тоже в основном состояла из небольших по размеру ранних сочинений Пярта, хотя некоторые звучали в более поздних редакциях. Мустонен, опирающийся на костыль, зато в ярко-красных ботинках (в прошлый раз он ходил нормально, когда-то успел травмироваться; вечером уже ботинки сменил на черные, но, правда, проклепанные) и руководил, и солировал как скрипач, а для финального знаменитого "Фратриса" даже взялся за флейту - вообще "Фратрис" эстонский ансамбль сыграл, по словам Мустонена, как изначально задуманную автором и именно музыкантам Hortus Musicus посвященную импровизацию, где вариации звучат у разных голосов и исполнители сами это определяют. Миниатюры для фортепиано соло, камерные вокально-инструментальные вещи, современная музыка на средневековых инструментах - необычайно насыщенная программа на час с небольшим, где звучание блок-флейт и органа почти беспрерывно перекрывалось лязгом циркулярной пилы, грохотом отбойного молотка, топотом и прочими шумами ремонтных работ, от начала и до конца концерта не прекращавшихся, далекими от музыки вообще, а Пярта в особенности. Мустонен, в какой-то момент измученный ситуацией, попытался пошутить: мол, Джон Кейдж подобной обстановкой был бы доволен, но Пярт все-таки опирается на другие ценности - шутка не прошла, да и немудрено.

Музыка Пярта, а прежде всего та, которую подобрали эстонцы для своего дневного концерта, необыкновенно гармонична и по-своему даже мелодична, но, в отличие, например, от Шнитке, у которого за каждым благозвучным аккордом, а не то что хитовым мотивчиком, притаился хихикающий дьявол, гармонии Пярта лишены двусмысленности и в своей строгости абсолютно подлинны, в его внимании к средневековой музыкальной эстетике ведь нет элемента стилизации (как у того же Шнитке), просто у Пярта само время материализуется в звуке без поправки на человеческий календарь с его относительностью. У Пярта с его беспощадной строгостью стиля дьяволу негде спрятаться - тут все прозрачно, все на виду. Поэтому когда в эту вневременную гармонию врываются русские со своими пилами и молотками - выходит не просто хамство и позорище (что само собой разумеется), но еще и тот самый конфликт "ценностей", на который намекал Мустонен, и демонстрация простого, очевидного факта принципиальной несовместимости России и русских с европейской культурой и христианской цивилизацией, их взаимное физическое отторжение на уровне волновом и молекулярном, даже если при этом - особенно если при этом! - исполняются сочинения Пярта на церковнославянском.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments