Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Суровое испытание" А.Миллера, театр "Олд Вик", Лондон, реж. Яэль Фарбер (повтор трансляции)

"Перебивки" между актами и сценами нагоняют мистический туман, а в прологе видеоверсии использованы и чисто киношные приемы - монтаж, рапид, но в целом театральная постановка абсолютно традиционная, а к финалу режиссер показательно отказывается от всяческих спецэффектов, сводя драму к предельной простоте, благодаря чему спектакль лишь набирает выразительности. Не будучи поклонником творчества Миллера, я сомневался, что три с половиной часа постановка его пьесы, пускай одной из самых известных и удачных, настолько меня увлечет. Хотя никаких новых смыслов театр в ней не открывает: все та же власть лжи и страха, все та же отчаянная борьба личности за собственное достоинство и человека за свое честное имя, все тот же массовый психоз, нарастающий снежным комом из частных неврозов, замешанных где-то на тщеславии, где-то на жадности, где-то на ревности и мести, а где-то, чаще всего, на обыкновенной глупости. Мощный Ричард Армитидж в роли Джона Проктора - центральная, но не единственная удачная актерская работа. Особенно яркими и любопытными получились судьи, не столько убежденные в правоте следствия и приговора, сколько фанатично отстаивающие само свое право судить, и преподобный Хейл, по сути развязавший истерию, спец по охоте на ведьм, а в результате оказавшийся среди немногих защитников осужденных, но при этом так и не отрекшийся от своих губительных заблуждений - этот на сцене представлен какой-то почти библейской, ветхозаветной фигурой.

В сравнении с относительно недавней экранизацией Николаса Хитнера (чьи театральные работы тоже регулярно попадают в репертуар телетрансляций, взять недавнюю премьеру "Трудной задачи" Стоппарда) -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2629293.html

- спектакль, конечно, не стремится к бытовому реализму, театральность в нем заложена острая, градус условности очень высокий, страсти и пафос порой зашкаливают, но в то же время в спектакле есть вещи, которых мне не хватило в картине Хитнера: не просто семейно-бытовая история, а еще и обобщение. Но тут еще важно, не только на что, но и против чего направлен заложенный в пьесе и развитый режиссером пафос. Для современников Миллера долгие годы процесс над салемскими ведьмами оставался аллегорией маккартизма - ведь передовые американские евреи-интеллигенты вслед за Миллером считали маккартизм величайшим преступлением против гражданских свобод, точно так же, как воспринимали казнь 19 человек в Салеме несколько веков назад несмываемым позором, одновременно с равнодушием наблюдая, как православные и мусульмане ежедневно убивают людей миллионами, и точно так же как сегодня они считают героем Сноудена, "разоблачившего" нарушение прав человека правительством США и укрывшегося от мстительных ЦРУшников в свободной демократической азиопской ЭрЭфии (где, кстати, Миллера всегда ценили за его передовые взгляды и даже ставили в пример недостаточно "прогрессивным" местным евреям вроде Володина - у последнего в воспоминаниях есть такой эпизод, связанный с Фурцевой).

Но это все слишком очевидно, а вот что еще, помимо прочего, обидно - это репутация Салема. Сегодня для Салема именно "ведьмы" стали главным брендом, и успех пьесы Миллера тому немало поспособствовал тоже, теперь в городке действует диснейлендовского типа "музей ведьм", хотя рядом - настоящие литературно-исторические памятники, напоминающие о том, что на этой земле творил великий Натаниэл Готорн. Оказавшись в Салеме, я к "музею ведьм" интереса не проявил, зато "дом о семи фронтонах", подлинная постройка 17-го века, оставил неизгладимое впечатление. Да и вообще Сайлем - чудесное место, там как нигде жив дух старой Новой Англии:
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment