Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Оливье Латри (орган) и хор Собора Парижской Богоматери в КЗЧ: Пуленк, Форе, Франк

Органист Собора Парижской Богоматери, хор Собора Парижской Богоматери - это все звучит громко и завлекательно, а для меня было важнее, что они собирались петь. И программа, конечно, удивительная: более продуманной, более изысканно составленной - и представить себе невозможно. Фактически за два отделения прошел целый век французской органно-хоровой музыки, от позднего романтизма до второй половины 20-го века, с основным акцентом на первую половину. При этом без авангарда: исключительно внятная, кристально ясная, гармоничная и сходу ложащаяся на слух музыка, не требующая интеллектуальных усилий, а только внимания и чувства - поэтому, наверное, и не нашлось места для Мессиана, такого знаменитого и так много для органа сочинявшего. Обошлись и без "просветительства", хотя в данном случае, может, какие-то информационные справки внутри концерта и не помешали бы: не все имена композиторов одинаково громкие, а истории выстраиваются интереснейшие. К примеру, исполняются во втором отделении, как бы "обрамляя" псалом 115 Ива Кастанье, две части 2-й симфонии для органа Луи Вьерна, скерцо и финал; а до этого Латри играет сонату № 1 для органа Александра Гильмана; открывает же вечер "шествием и литанией" Марселя Дюпре - и внутри концерта возникает дополнительный сюжет: Вьерн в молодости - ассистент, последователь Гильмана, стал впоследствии педагогом, наставником Дюпре, такая проводится преемственность. Вообще, если уж на то пошло, орган Нотр-Дам реставрировал друг Вьерна, знаменитый мастер, к которому от Вьерна ушла жена вскоре после того, как Вьерн посвятил ему эту самую исполненную Латри 2-ю симфонию, предвоенную (имея в виду Первую мировую, разумеется), немного смахивающую по настроению и легкости стиля на ретро-киномузыку. Вьерн, кстати, занимал при соборе тот же пост штатного органиста, что ныне Латри, и, между прочим, умер на рабочем месте, прямо во время сольного концерта: ну просто тайны Нотр-Дам открываются, пришла пора соборов кафедральных!

Однако французы сосредоточились сугубо на музицировании - тоже достойная позиция. Из сольных органных опусов наиболее эффектными, помимо эпизодов из симфонии Вьерна, оказались, на мой взгляд, Сицилиана и Токката из органной сюиты Мориса Дюрюфле, но самое интересное - это вещи для органа и хора. Прекрасные произведения - "Литания черной Богоматери" для женского хора и органа Франсиса Пуленка (1936), четыре мотета для смешанного хора на грегорианские темы Мориса Дюрюфле, "Песнопение Жана Расина" Габриэля Форе, Псалом 115 Ива Кастанье, Dextera Domini Сезара Франка. Из перечисленных фигур совсем ничего не знаю и не смог узнать про Кастанье - при том что, забавно, фамилия на слуху, но к композитору отношения не имеет - у Юрия Домбровского в "Хранителе древности", к которому я время от времени возвращаюсь, постоянно упоминается краевед и археолог-любитель Кастанье, раскапывавший казахские степи. Псалом того другого, неведомого Ива Кастанье, впрочем, замечательный и хуже от того, что сведения об авторе даже в интернете отсутствуют, не становится. Потрясающий Франк. Чудесный Форе - по простоте и мелодизму скорее "песенка", а не "песнопение". Хористы, по нынешнему европейскому обыкновению, разномастные - расово разнообразные и по возрасту тоже, от совсем юных до стариков, на вид их легко принять за любителей из провинциального дома культуры, но поют феноменально, и безупречно взаимодействуют с органистом. Не так давно у Юровского местный хор с пафосным названием "мастера хорового пения" Конторовича тоже пытался исполнять Пуленка - чуть было не завалил весь концерт:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3120195.html

А этим и "литании" Пуленка, и "песнопения" Форе, и мотеты с псалмами даются как будто без всякого напряжения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments