Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Клуб" реж. Пабло Ларраин (ММКФ)

В прибрежном чилийском захолустье живут, стараясь не высовываться, разводя борзых собак, дрессируя их и зарабатывая немного на бегах, в некоем подобие приюта несколько престарелых священников, отлученных от церкви за разные проступки - кто-то за мальчиков, а кто-то просто слишком много знал, будучи армейским капелланом. Однажды к ним присылают еще одного "насельника", и сразу же у забора появляется местный бородатый юродивый с истерическими обличениями - новичку дают припрятанный на случай защиты от воров пистолет и отправляют попугать крикуна, а вместо этого священник стреляет в себя. После чего в приют присылают ватиканского функционера-иезуита с тем, чтоб выяснить обстоятельства инцидента и по возможности заведение прикрыть, как уже было сделано с несколькими приютами аналогичного профиля.

Разумеется, тотальная и планомерная клевета на христианскую церковь - часть общей кампании, в которой мусульманские террористы и православные фашисты участвуют на паях с западными либералами, что, впрочем, не отменяет ни фактов неправедного поведения отдельных священников, ни общей человеческой греховности - просто я ни разу не слышал, например, о фильмах, где было бы показано (в игровой форме или с использованием документов), как сети православных приходов используются для наркотрафика и продажи сирот на органы - на это у либералов кишка тонка, это ж не католики, зарежут и фамилии не спросят, а от самих фашистов и подавно не дождешься саморазоблачений. Но "Клуб", как ни странно, кино не спекулятивное - его проще упрекнуть в недостаточной художественной радикальности, чем в эксплуатации "клубничной" темы. Среди героев - очень разные люди, ни один из них не свят, но никто и не демоничен, включая и вредного иезуитского посланца, и полоумного бородатого обличителя, и сомнительную женщину, приглядывающую за священниками и их собачками, потому что благодаря Иоанну Павлу Второму она испытала просветление, что не мешает ей собственноручно задушить любимого пса священника-собаковода, чтоб спровоцировать расправу над юродивым, который уже всех достал рассказами о том, как священники его трахали в рот и в попу, хотя сам он явно безумен, требует от проституток, чтоб те сами его удовлетворяли анально подручными средствами, и вообще несет какую-то ерунду про то, что семя священников приобщает его к Богу.

Каким-то образом - и это меня покоробило куда более всего остального - под конец картина выходит на душеспасительный пафос во вкусе еврейского православия а ля лунгинский "Остров": побитому юродивому омывают ноги и оставляют в приюте, который иезуит, уезжая, передумал разгонять. В остальном "Клуб" - не самое внятное, но более-менее честное размышление о грехе, а персонажи священники нужны скорее для того, чтоб на контрасте с их саном и предполагаемой благодатью оттенить греховность самой человеческой природы. Едва ли, правда, те, кто награждал фильм в берлинах, способны понять хотя бы суть его проблематики, не говоря уже о выводах авторов - я даже не уверен в самих авторах, поскольку на западе давно уже не принято мыслить в таких категориях, как "грех" или "святость", хотя за Чили не скажу, не знаю, не бывал (но там же после Пиночета все качнулось влево, качнувшись вправо). Тем не менее вопросы ставятся точно и не сводятся к тому, можно или нельзя трахать мальчиков - кстати, если уж на то пошло, то как раз тут картина дает косвенно, но фундаментально положительный ответ, пусть и не без оговорок: пафос ее направлен больше против лицемерия, а не против гомосексуальности уж точно. Но что важнее, сама мысль отнюдь не сводится к сексуальной жизни давших обет безбрачия служителей Бога (хотя любитель собак и проповедует банальности в духе "гомосексуалисты - тоже божьи дети", но вот это уже явная пошлость в угоду фестивальным жюри), она развивается намного глубже. В этом плане "Клуб" можно сравнить (ну помимо множества приходящих лично мне на ум польских картин, но на то и Польша) разве что с американским "Сомнением", тоже в свое время прогремевшим номинацией на "Оскар", но благополучно забытым почти сразу несмотря на участие в главных ролях Мэрил Стрип и Филиппа Сеймура Хоффмана:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1338979.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments