Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Пир" по Платону в театре.Док, реж. Всеволод Лисовский

Новый любимец передовой театральной критики Всеволод Лисовский называет себя не "режиссером", а "комиссаром постановки", что заранее наводит на подозрения в духе "хитрый термин - правды бич, но звучит с таким изяществом: не бракованный кирпич, а - пониженного качества". Хотя правильнее и проще было бы самоназваться, скажем, "продюсером" - ну да Лисовский такой же продюсер, как, например, Волкострелов - режиссер(почему-то они очень похожи внешне, особенно лицом, хотя Лисовский постарше и потолще). Но как ни странно, применительно к "Пиру", что вообще неожиданно для Дока, можно говорить в прямом смысле и о режиссуре, и о спектакле, и о театральности. Мне, помимо собственно "Пира", интересно было побывать в новом и уже почти что бывшем помещении Дока на Разгуляе, откуда театр безвременно гонят. У меня сложное отношение к Доку, а у Дока - ко мне, но при всех прочих обстоятельствах радоваться тому, что одним театром, куда я теоретически мог бы пойти (потому что в "Камерную сцену", "Глас" и "Сопричастность" я не пойду, даже когда ничего другого на этой проклятой Богом земле не останется), как-то не с руки. Тем более, что особняк на Разгуляе, вернее, на Спартаковской, "докеры" отделали в своем стиле и формате, но очень симпатично, и там намного комфортнее, чем в подвале на Трехпрудном, при этом не менее "аутентично". Но более всего меня поразил спектакль.

"Пир" Платона можно называть вербатимом, разумеется, с большой долей условности, тем не менее культурологически такой подход - довольно любопытный и неожиданный. Документальный театр в принципе, на мой взгляд, понятие намного шире того, что культивируется в Доке - по мне так и "Пушкин. Дуэль. Смерть" Гинкаса (сыгранный последний раз в этом сезоне аккурат в один вечер с "Пиром") - документальный театр, да еще какой документальный, помимо того, что какой театр:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2479103.html

"Пир" Лисовского, конечно, далеко не столь изощрен, но нарочито импровизационная и незатейливая актерская манера подачи не самого благодарного текстового материала удивительно срабатывает именно на театральный, драматический эффект: сидишь с клеенкой на коленях, тебе под нос суют бумажки с описанием "идей" еды и выпивки (хоть по стакану-то вина дешевого налить не помешало бы, да я б и с собой принес, когда б сообразил заранее), напротив несколько артистов, не перенапрягаясь, разыгрывают платоновские диалоги - но получается настоящий театр, вплоть до остроумной и в кассу придуманной детали: Агафон свою речь об Эроте произносит, стоя на самодельных "котурнах" из связок книг. Понятно, что "Пир.док" не целиком воспроизводит текст Платона и число участников "пира" уменьшилось, а сам материал чуть адаптирован - но не слишком. Основные "действующие лица" остались во главе с Сократом, воплощенным поэтом Андреем Родионовым: погруженный в себя Павсаний-Александр Усердин (именно он поет застольные песни на античные стихи - Платона и Анакреонта - положенные Дмитрием Власиком на мотивы, либо стилизованные под фольклорные и застольные, либо прямо цитирующие мелодии бардовских - "Александра, Александра" - и эстрадных - "Эх, дороги" - шлягеров), беспокойный Агафон-Алексей Маслодудов, занудливый Эриксимах, хулиганистый Аристофан. Остался и даже оказался более "выпуклым" даже "сквозной сюжет", связанный со специфическим "любовным треугольником": Агафон-Сократ-Алкивиад.

После триумфальной премьеры трагедии "Подсолнухи" молодой поэт Агафон принимает у себя друзей, устраивая для них пир. Гостями-свидетелями оказываются и зрители, которым служанка перед началом любезно предлагает помыть ноги - некоторые (из числа зрителей), как ни странно, соглашаются. В спектакле эта служанка оказывается еще и Диотимой, произносящей один из самых пламенных и эффектных спичей. Тема беседы - о сущности любви, о природе бога Эрота, и в оригинальном "Пире" женский взгляд представлен от лица некой мудрой Диотимы, но у Платона ее речь передается опосредованно, со слов Федра, без которого пир дока вообще прекрасно обходится - она хоть и "сведущая женщина", но на пире уважаемых мужей присутствовать не имела права, а уж тем более не могла беседовать с Сократом и Аристофаном служанкой, в каковом статусе, за чисткой картошки, она представлена в спектакле. Наталья Омельченко произносит свой спич, постепенно наращивая пафос и ускоряя темп, не выпуская из рук ножа, и успевает начистить за отпущенное ей время целый таз картофелин. Тем временем на пиру появляется подвыпивший Алкивиад (Наталья Терешкова). Агафон - один из новых любимцев Сократа, на протяжении всей предшествующей дискуссии они с Сократом постоянно обмениваются какими-то приватными репликами, что недвусмысленно свидетельствует об их особой если не напрямую телесной пока еще, то эмоциональной связи. и Алкивиад, пускаясь в откровения, рассказывает о том, как считал Сократа своим поклонником, сам в него влюбился и, как оказалось, безнадежно - вот таков Сократ. Вспоминая о постигшей его неудаче, Алкивиад демонстративно ласкает Сократа рукой, в чем нет абсолютно ничего непристойного по самым ханжеским меркам, но если б играл актер, вышло бы прямолинейно - так что скорее не из опасений оскорбить верующие чувства пропагандой гомосексуализма, а из соображений вкуса и такта роль отдана девушке, и по другому решение данного эпизода представить трудно. И в целом из дежурно, схематично описанной Платоном (философ ставил другие задачи во главу угла) ситуации возникает, по сути, полноценное - с поправкой на формат - драматическое действо. А платоновские пассажи, изложенный Аристофаном миф о разрубленных Зевсом надвое андрогинах, размышления Эриксимаха, "подблюдные" песни Павсания - вся эта, казалось бы, затхлая античная шняга почти двухсполовинойтысячелетней давности, звучит на редкость остро, провокативно, а зачастую и по-настоящему весело. Смысла в этом нет - но есть прикол.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments