Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Война и мир" С.Прокофьева, Мариинский театр, реж. А.Кончаловский, дир. В.Гергиев

Когда я, сидя у себя в Ульяновске, читал в первом номере журнала "Театр" за 2001 год, запоминая наизусть целые абзацы, эссе (рецензией это не назовешь) Татьяны Москвиной "Война миров", посвященное премьере в Мариинке "Войны и мира" в постановке Кончаловского - не думал даже, что когда-нибудь этот спектакль увижу. И когда в прошлом году перечитывал "Войну миров" в книге Москвиной "Похвала плохому шоколаду" - тоже не думал. Я не люблю Петербург и не езжу туда без особой необходимости, да и оперному театру предпочитаю драматический. Однако вот, благодаря руководимого Гергиевым Пасхальному фестивалю я вчера эту постановку наблюдал воочию.

Не то что бы я был сильно удивлен - я ожидал такого эффекта, но все-таки: слишком уж яркий отзыв на вполне обычный спектакль. Правда, Москвина живописала "спесивый род Михалковых-Кончаловских" в зале и Путина в царской ложе, а сегодня и самого Кончаловского в зале не наблюдалось (хотя - эка невидаль, недавно они с Высоцкой сидели через ряд от меня на тосканском "Арлекине - слуге двух господ" в Малом театре), и "высшей власти" вроде тоже - правда, без машин с мигалками у подъезда Театра армии, где играли спектакль, и без перекрытого движения в районе Суворовской площади дело не обошлось. Но если можно какие-то упреки адресовать самому спектаклю - разве что как раз в излишней традиционности постановки: она могла бы быть и более изобретательной, и более авангардной (в хорошем смысле слова, а не так, как у Чернякова). Из-за громоздкости декораций в Москве показали "неполную" версию - и, вероятно, это пошло спектаклю на пользу: все лишнее, декоративное и ненужное, возмутившее пять лет назад Москвину, осталось в Петербурге, сюда доехало только необходимое (хотя сцену военного совета в Филях все равно жалко). Про музыку заранее даже думать не хотелось - какая опера в Театре Армии? А нет, звучал спектакль более чем прилично (по сравнению с ожидаемым, по крайней мере), Анна Нетребко в партии Наташи Ростовой была совершенно восхитительна, много хороших актерских работ, в том числе второго плана - от старого князя Болконского до камердинера Наполеона (про вокал судить не возьмусь - но по-моему, все было прилично в этом плане).

Да, в этом спектакле есть вещи смешные. Кутузов (Геннадий Беззубенков), утирающий слезы, текущие из его единственного глаза, а потом делающий ручкой залу, будто член Политбюро на трибуне мавзолея - это веселое зрелище. Дородный детина в крестьянской рубахе с громадной, как у Флинстоунов, дубиной - тоже выглядит комично: Кончаловский очень буквально понял метафору Толстого про "дубину народной войны", которая поднялась и принялась "гвоздить французов" - это, конечно, смешно, но и над толстовской "дубиной народной войны" мы, помнится, читая в 10-м классе "Войну и мир", тоже смеялись. Ну и, конечно, великолепная музыка Прокофьева. В общем, удовольствие от "Войны миров" Москвиной - отдельно, а от "Войны и мира" Прокофьева - отдельно.

Татьяну Москвину я на спектакле не видел, зато видел Сергея Шолохова. Они, получается, и по театрам не вместе ходят?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments