Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Согласный/Несогласный" Б.Брехта, театр "Сцена-Молот", Пермь, реж. Андреас Мерц-Райков

Я не понял даже, всерьез ли режиссер, обращаясь к Брехту, стремился адекватными средствами передать его пафос, или его интересовали сугубо формальные, стилизационные задачи. Если второе - это тоже глупо и пошло, но, по крайней мере, теоретически приемлемо. Кажется, однако, стилизацией тут не хотят ограничиваться, а и впрямь рассчитывают нечто проповедать - тогда тушите свет. Как ни относись к Брехту, но, во-первых, сегодня он оказался востребован и вряд ли случайно, а во-вторых, время от времени появляются спектакли, доказывающие возможность присутствия его пьес на сцене (впрочем, спектаклей, доказывающих обратное, всегда больше). Но оставляя в стороне по-настоящему успешные или хотя бы любопытные профессиональные постановки, а имея в виду, например, недавний "зачет" второкурсников Женовача в ГИТИСе, полностью Брехту посвященный, я для себя однозначно могу решить - московские студенты с Брехтом разбираются и более успешно, и, главное, за ними со стороны наблюдать куда увлекательнее, при том что их работа пока что не выходит за рамки ученических упражнений:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3000779.html

В "Согласном" же, он и "Несогласный" в одном флаконе, явно присутствует замах иного плана. Тут все по-взрослому: и фортепиано с виолончелью для исполнения музыки Курта Вайля, и разновозрастный, разношерстный ансамбль актеров. Пьеса, а вернее, как бы две пьески, одна без другой, правда, абсолютно бесполезные, со всеми штучками вроде откупорки бутылки шампанского (заодно можно было бы и "Женитьбу Фигаро" перечесть - к марксизму близко, а от грустных мыслей отвлекает), укладываются менее чем в час. История примерно такая: в неизвестной деревне есть школа с учителем, который собирается в поход по другую сторону гор , и есть ученик, у которого больна мать. Ученик навязывается в поход, заболевает по дороге, а по обычаю деревни его надо спросить, согласен ли он, чтоб спутники его бросили, или же не согласен, чтобы они все вместе вернулись - но также по обычаю больной обязан согласиться. Соответственно в пьесе "Согласный" мальчик соглашается, а в "Несогласном" - как нетрудно догадаться, нет.

На что я сам не обратил внимание и признателен за подсказку - в первом случае путешественники идут к живущим за горами врачам, чтоб получить для всей деревни лекарство, а во втором - к "важным учителям", с чисто научной целью, и только мальчик - ради совета для больной матери. Но я, признаться, не думаю, что Брехт зацикливался на подобных мелочах. Создатели спектакля уж точно не зацикливаются, предпочитая бегать и орать как угорелые, от чего действо не становится менее занудным, а только еще сильнее утомляет. Две девочки в красных галстуках, озвучивающие ремарки, попутно изображают безликую толпу "путешественников", и не совсем юный, но все-таки молодой актер в коротких штанишках на помочах выступает за "мальчика", за учителя - взрослый и ужасно истеричный актер средних лет, а пожилая актриса, успевшая поиграть, похоже, еще в "Человеке с ружьем" - за чувствительную маму, которая в первой пьесе, "Согласный", после гибели сына ("согласившись", чтоб его оставили, мальчик в этом случае сам просит скинуть себя со скалы, дабы недолго мучиться) она заявляет, что "не согласна", а во второй до нее как-то и речь не доходит. В принципе, бег и крик, с одной стороны, дидактика и морализм, с другой, могли быть выносимы в формате школьного утренника, заводской самодеятельности, какого-нибудь, грубо говоря, драмкружка при обществе слепых, но "Согласный/Несогласный" в таком виде, в каком он доехал до Москвы, претендует вдобавок чуть ли не на художественное откровение - а с этим лично я никак не могу согласиться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments