Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Алексей Чернов и оркестр МГК, дир. А.Левин в БЗК: Скрябин; "Чайковский-марафон" в МЗК

Удивительно, что большой концерт одного из самых интересных пианистов своего поколения Алексея Чернова, да еще с монографической скрябинской программой (первой из двух в рамках соответствующего консерваторского абонемента) поставили днем и в БЗК. Предсказуемый результат - полупустой зал, оглядев который, тебе покажется, что попал ты не в консерваторию, а на слет ветеранов пионерской организации. Одна из таких "первых пионерок", когда, задерживая начало концерта почти в гергиевских масштабах, со сцены убирали ненужные в первом, чисто сольном отделении, но почему-то заранее расставленные стулья оркестрантов, принялась у меня допытываться: почему без оркестра? - хотелось ей сказать, что оркестр для нее сыграет в крематории. Другая пионерка из серии "не погибла молодость, молодость жива" за спиной у меня все первое отделение листала томик Гумилева, причем не читала, а именно усердно перелистывала взад-вперед, вероятно, отыскивая созвучия с фортепианными сонатами Скрябина - и не нашла, судя по тому, что едва солист отыграл, сложила книжку в сумку и после антракта не вернулась.

В сольном отделении Чернов играл четыре сонаты, выстроив их в такой последовательности: 2-я, 8-я, 9-я и 5-я. Но за исключением разве что 8-й с ее сосредоточенными на себе "погружениями" и "всплытиями" и ранняя, и более поздние сонаты прозвучали очень "романтично", вдохновенно. Про технику и говорить нечего - Чернов был великолепен, но еще и вкус показал отменный, а учитывая, что музыка Скрябина, по большому счету, материал не слишком выигрышный (особенно при ориентации на вышеописанную "целевую аудиторию"), сольный блок пианист провел блестяще. Но совершенно поразило меня исполнение во втором отделении скрябинского фортепианного концерта с оркестром Левина. Концерт - сочинение раннее, это еще не тот Скрябин, что в "Прометее" и более узнаваемых вещах, здесь совсем нет умозрительной философистики, а пафос открытый, искренний и заставляет вспомнить Шопена, Листа, позднего Чайковского (даже не Рахманинова!). Структура опять же традиционная для концерта 19-го века, три части, медленная средняя. При этом поразительное - особенно для Скрябина, который великим мелодистом уж точно не был - тематическое богатство. И все это солист с оркестром конгениально представили.

Из-за задержки начала мне не удалось послушать у Чернова бисовую прелюдию, поскольку надо было уже бежать в соседний Малый зал на "Чайковский-марафон". Откуда, правда, мне тоже пришлось в спешке уйти с последнего номера, чтоб не опоздать в Камерный музыкальный на премьеру Маноцкого - при том что, в отличие от Скрябина, Чайковского начали практически минута в минуту, что по московским меркам считай что раньше времени. Весь день с 12 часов фортепианные произведения Чайковского играли преподаватели МГК, но в 12 я, конечно, не ходил, в 14 был в БЗК на Скрябине и прибежал только к 16. По счастью, в малом зале набрались ползухи малость человекообразнее, чем в большом. Все выступающие, начиная с Алексея Набиуллина с большим циклом фортепианных пьес, отработали хорошо, вот только одинаково, как будто играл один пианист, а не четыре разных. В программе на сайте значилась Мечетина с "Временами года" - и это могло быть интересно, потому что хоть к Мечетиной можно относиться и по-разному, но в индивидуальности ей не откажешь. Однако вместо нее "Времена года" поделили пополам двое ее коллег, так что весь двухчасовой без антракта концерт походил на согласованную "в верхах" редакционную статью газеты "Правда" к юбилею, как объявил пафосный ведущий, великого русского композитора. Исключение составил завершавший программу Вячеслав Грязнов - я в результате не застал финальный "Вальс-цветов", но до конца послушал увертюру "Ромео и Джульетта" в его собственном переложении для фортепиано соло. При том что музыка увертюры-фантазии абсолютно симфоническая, транскрипция вышла исключительно занятной именно тем, что совершенно непохожа на привычного фортепианного Чайковского, скорее напоминает "трансцендентные" этюды Листа. А как концертный номер, к тому же прекрасно исполненный, она чрезвычайно эффектно звучит.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments